Потребности
Движущей силой человеческого общества являются потребности — объективно существующие запросы (желания) людей, связанные с обеспечением их жизнедеятельности и развития. Потребности настолько многообразны, что существует множество вариантов их классификации. Классическая экономическая наука обычно выделяет три группы потребностей — материальные, духовные и социальные. На первое место она ставит удовлетворение людьми материальных потребностей: в пище, воде, жилье, одежде. Эти потребности удовлетворяются как материальными благами (предметами первой необходимости, предметами роскоши), так и услугами (ремонт автомобиля, консультации врача, юриста и т.д.). Духовные потребности связаны с развитием человека как личности и удовлетворяются получением образования, приобщением к искусству, чтением книг, владением информацией. Социальные потребности реализуются через участие людей в коллективной и общественной деятельности: в партиях, профессиональных союзах, «кружках качества», общественных фондах, благотворительных организациях.
По видам субъектов, у которых возникают потребности, последние делятся на индивидуальные, семейные, коллективные, общественные.
Представители неоклассической экономической науки (в частности, английский экономист А. Маршалл) подразделяли потребности на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и те, которые можно отложить, прямые и косвенные.
В современной западной литературе большую популярность получила теория американского социолога Абрахама Маслоу (1908—1970), в соответствии с которой все потребности располагаются в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:
- физиологические (в еде, питье и т.д.)
- потребности в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.)
- в социальных связях (семейных, дружеских, религиозных и т.д.)
- в приобретении определенного социального статуса (в признании, одобрении)
- в самовыражении личности (в реализации способностей)
Две первые группы потребностей согласно А. Маслоу — низшего порядка, две последние — высшего. До тех пор, пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не возникает потребностей высшего порядка.