Конспект экономиста:)

Меню

Содержание категории «планирование»

нет комментариев

В литературе по макроэко­номическому планированию этот термин, как правило, принимается как самоочевидный, в дальнейшем уточнении которого нет никакой необходимости. Однако наличие множества подходов вносит неко­торую неясность. В этой связи представляется необходимым внести некоторые уточнения.

Наиболее полное определение было дано британским эконо­мистом Х.Д. Дикенсоном в 1938 г. Сущность планирования, по его мнению, состоит в принятии основных экономических решений относительно объема производства и распределения произведенного продукта; причем указанные решения принимаются органами власти на основе анализа экономической системы как единого целого. К. Ландауэр связывает планирование с совместной деятельностью людей и регулированием обществом процессов функционирования индивидуальных агентов. Американский экономист Г. Сиркин счи­тал, что планирование должно иметь исследовательский смысл. В данном случае эта деятельность позволяет оценить общественные издержки или выгоды при некотором приемлемом уровне распределения ресурсов.

Приведенные выше определения ранжируются от формулировки, в которой упор делается на централизованное регулирование различных видов деятельност и, до определений, в которых планирование представлено как дополнение к рыночному механизму. Последней точки зрения придерживался и экономист В.С Немчинов. По его мнению, планирование в действительности сводится к гармоническо­му единству принципа сознательного регулирования производства с кибернетическим принципом автоматического, саморегулирующего­ся и самоорганизующегося характера экономических процессов.

Исходя из изложенных выше определений можно заключить, что макроэкономическое планирование есть:

  • во-первых, организо­ванная деятельность, которая осуществляется центральным плано­вым органом
  • во-вторых, действия последнего направлены на подго­товку решений и мероприятий, подлежащих реализации в рамках экономической системы, и на согласование решений и взаимодей­ствий низших звеньев системы управления
  • в-третьих, центр в своей деятельности руководствуется определенными задачами экономи­ческого развития

В мировой практике сформировались две методологии прогнози­рования и планирования экономического развития:

  • первая основыва­ется на марксистской концепции расширенного воспроизводства
  • вторая — на современных западных теориях (кейнсианской, монета­ристской и др.)

В связи с отказом ряда государств от первой намеча­ется создание единой методологии.

Методология прогнозирования и планирования определяет ос­новные принципы, подходы и методы осуществления плановых расчетов, раскрывает суть формирования прогнозов.

Кейнсианская теория исследует совокупный спрос и его компо­ненты потребительские расходы, инвестиционные, правительствен­ные и расходы иностранного сектора экономики. Монетарная теория считает главным инструментом стабилизационной политики деньги; монетарная политика представляет собой один из инструментов, который опирается на способность денежно-кредитной системы влиять на размеры денежною предложения в государстве и соответ­ственно, ставку процента.

Среди важнейших положений марксистской теории следует на­звать деление общественного производства на две сферы (материаль­ную и непроизводственную), положение о прибавочном продукте как источнике накоплений, деление совокупного общественного Продукта (СОП) по стоимости на стоимость израсходованных средств произ­водства и вновь созданную стоимость и т.д.

К важнейшим методологическим принципам планирования и прогнозирования следует отнести принципы альтернативности, системности, непрерывности, комплексности, адекватности, целена­правленности и приоритетности, социальной ориентации, сочетания отраслевого и регионального аспектов планирования. Первый из указанных принципов требует разработки нескольких вариантов развития и выбор наилучшего по определенным критериям. Принцип системности предполагает исследование качественных и количе­ственных закономерностей развития государств и подчинение всех подсистем государства единой цели развития. Принцип непрерыв­ности указывает на необходимость увязки кратко-, средне- и долго- срочных планов. Принцип целенаправленности и приоритетности предполагает целевой характер плана, а в качестве приоритетов выде­лялись бы отрасли и производства, а также определенные социально-экономические проблемы, от решения которых зависит благополучие государства в целом. Принцип приоритетности и комплексности предполагает всестороннее рассмотрение объекта планирования и его связи с окружающей средой. Принцип социальной ориентации означает углубленное изучение и решение социальных проблем. Принцип оптимальности предполагает выбор такого варианта разви­тия экономики, который обеспечит максимальное удовлетворение потребностей людей при имеющихся ресурсах с учетом их рациональ­ного использования. Принцип сбалансированности и пропорцио­нальности заключается в балансовой увязке показателей, установле­нии пропорций и обеспечении их соблюдения. Принцип сочетания отраслевого и регионального планирования требует, чтобы отрасле­вые планы разрабатывались с учетом интересов определенных терри­торий и рационального использования местных ресурсов.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)