Финансовый анализ и инвестиции в спорте
Для того чтобы спортивная организация была благополучной в финансовом плане, финансовому менеджеру и его службе необходимо:
- тщательно анализировать предыдущие периоды финансовой деятельности спортивной организации, выявлять те статьи доходов, которые приносят высокую прибыль, а также статьи расходов, которые неоправданно велики и нуждаются в сокращении
- осуществлять краткосрочное (до 1 года), среднесрочное (на 2—3 года) и долгосрочное (до 5 лет и более) финансовое планирование спортивной организации с целью упорядочения движения финансовых потоков и их взаимоувязки. Такое планирование необходимо для упорядоченного и целенаправленного расходования финансовых средств на рекламную кампанию, на представительские расходы, на работу с общественностью и т.д.
- осуществлять бизнес-планирование коммерческих проектов и отдельных бизнес-операций спортивной организации
- создавать информационную базу для принятия финансовых решений администрацией спортивной организации
Чтобы обеспечить выполнение поставленных задач, финансовому менеджеру требуется определенный механизм их реализации. Таким механизмом являются разнообразные финансовые инструменты — банковский депозит, заемные и валютные операции, ценные бумаги (акции, государственные и корпоративные облигации, векселя, фьючерсы, опционы). Кроме того, спортивная организация осуществляет вложения денежных средств в менеджеров, спортсменов и тренеров, которые в дальнейшем должны эти инвестиции окупить. Перед спортивной организацией или клубом также открыт широкий спектр возможностей по выгодному инвестированию средств в смежный бизнес, в покупку прибыльных предприятий из разных сфер экономики.
Смысл эффективного управления финансовыми активами спортивной организации состоит не в том, чтобы приобретать какие-либо финансовые инструменты в максимальном количестве, а в том, чтобы они обеспечивали:
- максимальную доходность
- высокую надежность
- приемлемую ликвидность (т.е. возможность быстрой безущербной продажи)
Одновременное выполнение данных критериев — задача чрезвычайно сложная и подчас просто невыполнимая, иногда критерии конфликтуют друг с другом. Например, высоконадежные инвестиции, как правило, имеют низкую доходность. Таким образом, чтобы увеличить доходность, приходится делать более рискованные финансовые вложения. Следовательно, первый и второй критерии вступают в конфликт. А это обстоятельство в свою очередь означает, что при выборе того или иного финансового инструмента необходим разумный компромисс.
Кроме того, финансовому менеджеру следует помнить, что крайне нежелательно вкладывать денежные средства только в один-два инструмента, — в таких условиях риск потери сделанных инвестиций значительно возрастает. Наиболее рациональным способом размещения инвестиций является их диверсификация (от позднелат. divcrsificatio — разнообразие), т.е. вложения капиталов в различные финансовые инструменты. Естественно, что такая стратегия уменьшает финансовые риски.
Осуществляя функции по управлению финансами спортивной организации, менеджер стоит перед выбором, в какие конкретно финансовые инструменты следует разместить денежные средства. Рассмотрим возможные варианты.
Эмиссия собственных ценных бумаг
С целью привлечения финансовых ресурсов из внешних источников спортивная организация может эмитировать собственные ценные бумаги. Полученные от продажи ценных бумаг денежные средства могут быть использованы спортивной организацией на научные исследования, на реконструкцию спортивных сооружений, на покупку новых игроков, на рефинансирование долга и другие нужды.
Эмиссию собственных акций осуществили такие известные футбольные клубы, как «Лацио», «Рома», «Интер» и многие другие. Акции этих известных спортивных организаций котируются на Миланской фондовой бирже. При этом как достижения, так и неуспехи перечисленных клубов отражаются на курсе их акций. Так, уход из «Манчестер Юнайтед» исполнительного директора П. Кеньона сразу негативно отразился па курсе акций клуба, котирующихся на Лондонской фондовой бирже, — котировки всего за одну торговую сессию упали на 4,5%. В то же время после победы в 2000 г. в Лиге чемпионов стоимость акций «Манчестер Юнайтед» увеличилась вдвое, а общая капитализация клуба превысила 1 млрд $. Подобный рост акций «Манчестер Юнайтед» весьма выгоден их владельцам, так как увеличивается стоимость принадлежащего им актива и в случае необходимости его можно выгодно продать.
Инвестиции в смежный бизнес
Одним из вариантов инвестиций для спортивных клубов и организаций является покупка долей в смежном бизнесе посредством приобретения акций или паев соответствующих предприятий. Спортклубами приобретаются более или менее значительные доли в торговых предприятиях, магазинов сувениров и спортивной атрибутики, билетном и туроператорском бизнесе. В последние годы спортивные клубы целенаправленно инвестируют денежные средства в модельный и рекламный бизнес, в издательскую деятельность, в компании мобильной связи и даже в сети бензоколонок. Таким образом спортивные клубы и организации диверсифицируют свой бизнес, делают его более стабильным и устойчивым.
Инвестиции в интернет-проекты
Без преувеличения можно сказать, что все современные спортивные клубы и федерации имеют собственные веб-сайты, которые активно используются в коммерческих целях. Так, с помощью интернет-ресурсов спортклубы осуществляют с болельщиками двустороннюю связь — спортсмены и тренеры дают интервью и отвечают на вопросы в онлайн и оффлайн режимах, на сайтах клубов проводятся аукционы по продаже товаров и личных вещей игроков, осуществляется подписка на интернет-трансляции матчей (в том числе на мобильные телефоны) и т.д. Всб-сайты клубов выполняют также важные рекламные и презентационные функции, представляют сведения о величине контрактов игроков и тренеров, принимают от болельщиков замечания и предложения, сообщают о пресс-конференциях и благотворительных акциях клуба.
Инвестирование в спортивные сооружения и дочерние фирмы
Часто спортивные клубы, лиги федерации инвестируют заработанные денежные средства в строительство новых или реконструкцию существующих спортивных сооружений. Такое размещение денежных средств бывает весьма выгодно спортивной организации — со временем спортивное сооружение окупается и начинает приносить инвестору чистый доход. Так, например, футбольный клуб «Спартак» является самой посещаемой командой российского футбольного чемпионата и высшей лиге. Однако спортклуб до настоящего времени не имеет собственного стадиона и вынужден постоянно арендовать спортивные арены у сторонних организаций. Естественно, такое положение, при котором из-за отсутствия собственного стадиона теряются доходы, не может устраивать спортклуб. Поэтому уже в течение нескольких лет «Спартак» инвестирует заработанные им денежные средства в строительство собственного стадиона со всей необходимой инфраструктурой.
Немало средств спортивные организации направляют на реконструкцию существующих стадионов и спорткомплексов. Реконструкция проводится с целью увеличения количества мест для болельщиков, создания безопасных условий для зрителей, спортсменов и арбитров, для предотвращения несчастных случаев и т.д. Без соответствующего переустройства стадионов и спорткомплексов международные спортивные комитеты и федерации не допускают данные спортсооружения к престижным соревнованиям, что ведет к потере значительных доходов.
Конечно, спортивные организации размещают денежные ресурсы не только в строительство и реконструкцию спортсооружений. Деньги вкладываются в любые коммерческие проекты, способные приносить спортивной организации доходы. В настоящее время многие спортивные клубы и организации имеют в собственности телевизионные каналы, радиостанции, отели, туристические фирмы, магазины, бары и рестораны. В орбиту интересов современного спортивного бизнеса включаются все коммерческие проекты, способные приносить прибыль.
Инвестиции в спортсменов и тренеров
Основной группой потребителей в спортивных мероприятиях являются болельщики. Замечено, что во всем мире болельщики лучше посещают те соревнований и выступления спортивного клуба, где спортсмены демонстрируют высокий уровень спортивного мастерства, ведут борьбу с полной отдачей сил. Если же мастерства у спортсменов недостаточно, а их выступления невыразительны, то болельщики в большинстве своем перестают посещать такие соревнования. Это обстоятельство, естественно, ведет к снижению доходов спортивной организации.
Для того чтобы исправить положение, необходимо изменить к лучшему уровень спортивной и психологической подготовки спортсменов, ввести в состав команды новых перспективных игроков. Другими словами, появляется необходимость в инвестициях в спортсменов и тренеров. Обычно инвестиции такого типа осуществляются спортивной организацией в двух направлениях:
- в создание собственной школы подготовки кадров, т.е. сети детско-юношеских спортивных школ и системы селекции перспективных спортсменов и тренеров
- в приобретение высококлассных спортсменов и тренеров в других клубах как внутри страны, так и за рубежом
Осуществляя подобные инвестиции, спортивные организации в большинстве случаев выправляют ситуацию: уровень мастерства и самоотдачи спортсменов и тренеров повышается, возрастает классность команды, а болельщики возвращаются на трибуны. В свою очередь увеличение численности зрителей на спортивных соревнованиях ведет к увеличению количества рекламодателей, а также повышению расценок на рекламу, размещаемую на спортсменах и в местах проведения соревнований. Все это приносит дополнительные доходы спортивной организации, которая окупает сделанные в спортсменов и тренеров инвестиции и со временем улучшает свое финансовое положение. Следует также отметить, что некоторые спортивные клубы строят свой бизнес на инвестициях в подготовку перспективных молодых спортсменов. Учитывая то обстоятельство, что рыночная стоимость спортсмена быстро растет параллельно с повышением его класса, спортивная организация в течение короткого промежутка времени зарабатывает хорошую прибыль.
Так, если спортклуб привлекает юношу-футболиста, подающего надежды в возрасте 14—15 лет, то по истечении двух лет интенсивной подготовки рыночная стоимость такого спортсмена может вырасти в несколько раз (иногда в десятки раз). В итоге, инвестировав в спортсмена 50 тыс. $, спортклуб при продаже его может получить 250—300 тыс. $.
В качестве иллюстрации аналогичной работы приведем пример функционирования частного футбольного клуба «Академик» под руководством С. Хусаинова. Клуб специализируется на поиске молодых футбольных талантов но России, привлекает их в клуб (заключая соответствующий контракт с футболистами и их родителями) и осуществляет их всестороннюю подготовку за свой счет.
Вопросами сбыта футболистов в клубы Западной Европы и России занимается агент ФИФА и клуба «Академик» К. Сарсания, который имеет большой опыт и связи в футбольном мире. Значительные инвестиции в будущих звезд большого тенниса делает бывший глава Госкомспорта России Ш. Тарпищев. Благодаря его капиталовложениям, профессиональных» знаниям и деловым качествам в Москве создано несколько теннисных школ разного уровня, которые работают в различных рыночных нишах — в сфере подготовки теннисистов экстра-класса, в сфере подготовки качественных тренерских кадров и в сегменте любителей активного отдыха.