Закономерности и этапы развития перерабатывающей промышленности республики
Стратегией развития агропромышленного комплекса и его составной части — перерабатывающей промышленности являются последовательное проведение рыночных реформ, создание гибкой инфраструктуры в области сельскохозяйственного производства, переработки и сбыта продукции, а также финансово-кредитного и ресурсного обслуживания; паритет межотраслевого ценообразования и стимулирующее налогообложение; конкуренция; развитие устойчивых внешних связей, интеграция и кооперация отечественного АПК в мировую хозяйственную систему.
В новых экономических условиях можно выделить следующие основные закономерности развития перерабатывающей промышленности:
- Структурные преобразования перерабатывающих и смежных отраслей АПК.
- Интеграция партнеров по производству, переработке и сбыту готовой продукции.
- Концентрация производства продукции на эффективно функционирующих предприятиях, работающих в кооперации с малыми производствами.
- Внедрение новых высокоэффективных безотходных технологий.
Развитие перерабатывающей промышленности происходит в условиях смены экономических укладов и становления многоукладной экономики, образования форм хозяйствования на базе частной собственности на средства производства, изменения системы управления перерабатывающими предприятиями, внедрения рыночных принципов ведения хозяйства. Это вызывает необходимость реструктуризации институциональных основ организации перерабатывающей промышленности, финансово-кредитного, налогового и ценового механизмов, роста производительности труда и усиления его мотивации. В процессе реформирования должно происходить замещение неэффективных и инертных прежних структур новыми гибкими и высокорезультативными. Основная цель такого реформирования — создание эффективной и производительной экономики рыночного типа, обеспечивающей динамичное развитие перерабатывающей промышленности.
Важным методологическим подходом является выделение этапов реформирования перерабатывающих предприятий:
- На первом этапе осуществляется первичная приватизация с учетом баланса интересов производителей и населения страны. Для этого этапа наиболее характерно образование акционерных и частных предприятий, а также интенсивное количественное формирование новых институтов. Критерием его завершения можно считать замедление процесса количественных преобразований и появление первых симптомов качественных сдвигов в сформировавшихся институтах и их отношениях.
- На втором этапе происходят интенсивное количественное и качественное перераспределение прав собственности, упорядочение вмешательства государства в этот процесс на микроуровне. Завершение этапа характеризуется стабилизацией системы прав собственности (имущественных, юридических), а также экономических механизмов и типов институциональных структур как предпосылок для последующей экономической реализации новых отношений собственности.
- Для третьего этапа характерны: полноценная экономическая реализация новых отношений собственности, условием которой являются завершенный комплекс прочих элементов системных преобразований, постоянное самовоспроизводство этих отношений через новую систему хозяйства и новую институционально-правовую среду.
Таким образом, цель реформирования как фундаментального элемента системных преобразований в переходной экономике заключается в обеспечении базовых условий для нормального функционирования и самовоспроизводства рыночной системы. Именно в ходе трансформации отношений собственности формируется заинтересованность хозяйствующих субъектов в рациональном изменении структуры производства как ключевом условии повышения эффективности работы предприятий.
Переход к рыночной экономике в аграрном секторе предполагает не только трансформацию прежних производственных структур в рыночно ориентированные, но и новый механизм взаимодействия хозяйствующих субъектов различных отраслей АПК, формирование рыночной инфраструктуры. Развитие интеграционных процессов в агропромышленном комплексе объективно обусловлено необходимостью обеспечения технического, технологического, организационно-управленческого и экономического единства, непрерывности взаимосвязанных этапов производства, заготовки, транспортировки, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, стоит задача формирования аграрной экономики нового типа, которая строилась бы на материальных стимулах и отражала экономические интересы сельскохозяйственных производителей, переработчиков и общества. В связи с этим неизмеримо возрастает роль научных разработок, призванных выработать и предложить действенные механизмы, методики, схемы, методы и рычаги эффективного реформирования и динамичного развития перерабатывающей промышленности и АПК в целом. Исходя из этого необходимо рассмотреть современный состав АПК и определить в нем роль и место перерабатывающей промышленности с учетом изменившихся условий хозяйствования.
Агропромышленный комплекс Беларуси представляет собой крупное межотраслевое формирование, в которое входят технологически и организационно связанные с перерабатывающей промышленностью отрасли сельского хозяйства, обеспечивающие ее сырьем, промышленность, производящая средства производства и осуществляющая производственно-техническое обеспечение. Важнейшим интегрирующим фактором, объединяющим отрасли комплекса в целостную систему, является полезный конечный продукт, производимый перерабатывающей промышленностью на заключительной стадии технологической цепи. Обособленность конечного продукта производственной системы заключается в удовлетворении специфических потребностей общества. Агропромышленный комплекс сформировался как подсистема народного хозяйства, выполняющая важную функцию обеспечения населения продуктами питания, которые приобретают товарную форму и полезные потребительские качества готовых продуктов в перерабатывающей промышленности. Наряду с продовольствием он производит некоторые другие конечные и промежуточные продукты и услуги:
- часть средств производства
- строительные, ремонтно-механические, транспортные услуги
- первичную переработку непродовольственной сельскохозяйственной продукции
- и др.