Факторы управления человеческими ресурсами
Люди являются наиболее ценным богатством из ресурсов страны и предприятия. Поэтому основой управления любой экономической системы должно быть управление человеческими ресурсами. Его содержание определяется социальными отношениями, объемами производства, технологией и другими факторами.
В масштабах экономики страны управление человеческими ресурсами направлено преимущественно на регулирование занятости, условий и оплаты труда, обеспечение деловых взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, повышение квалификации трудоспособного населения, разработку законодательства в сфере труда, занятости и социальных отношений. Важнейшие функции управления человеческими ресурсами предприятия и их взаимосвязь представлены на рисунке.
Объем работ по каждой из этих функций зависит от размеров предприятия, характеристик производимой продукции, ситуации на рынке труда, квалификации персонала, степени автоматизации производства, социально-психологической обстановки на предприятии и за его пределами.
В отечественной практике основные функции служб управления персоналом сосредоточены главным образом на нормировании и организации оплаты труда. В системах управления человеческими ресурсами фирм США основное внимание уделяется отбору, адаптации и оценке персонала. При этом на отбор одного менеджера высшего уровня затрачивается 32 тыс. дол., на инженера — 8, бухгалтера — 10, секретаря — 2 тыс. дол. Численность служб управления персоналом зависит от отрасли хозяйства и размеров предприятий.
Для обеспечения эффективной работы персонала необходимо создание атмосферы конструктивного сотрудничества, при которой каждый член коллектива заинтересован в полной реализации своих способностей и успехе предприятия. Создание такой социально-психологической атмосферы является наиболее сложной задачей управления персоналом. Она решается на основе разработки этических норм, систем мотивации, оценки результатов труда, выбора стиля управления, соответствующего конкретной ситуации.
Из приведенной общей характеристики задач управления человеческими ресурсами следует, что в качестве решающих задач управления человеческими ресурсами специалисты должны учитывать комплекс экономических, социальных, технических и правовых факторов. При относительной обособленности каждой из задач (расчет численности, установление ставок оплаты, аттестация персонала, анализ рынка труда и т.д.) все они тесно взаимосвязаны. Учет этой взаимосвязи является одним из условий эффективной деятельности персонала предприятия.