Система рынков
Система рынков — это единая совокупность множества рынков различного назначения. Такая совокупность образовалась под воздействием ряда факторов.
Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриального производства многократно расширилось рыночное пространство в следующих направлениях:
- натуральное производство в широких масштабах превратилось в товарное хозяйство
- рабочая сила основной части трудящихся стала предметом купли-продажи
- быстро развилась сфера оплачиваемых духовных благ и услуг
- конечные результаты научных исследований (научные и опытно-конструкторские разработки) превратились в товарный продукт
Во-вторых, современное производство создает огромное количество разнообразных полезных благ, удовлетворяющих потребности всесторонне развитого человека.
В-третьих, широкое развитие акционерных обществ привело к тому, что акции и другие ценные бумаги продаются на особом рынке ценных бумаг.
В-четвертых, ускорившийся рост международных экономических связей потребовал создания развитого рынка иностранных валют.
Наконец, усилившееся во второй половине XX в. общественное разделение труда вышло за пределы производства и охватило рыночную сферу. В ней возникли специализированные рынки, которые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.
Стало быть, развившийся во второй половине нынешнего столетия рынок немыслим без системы разделения труда в сфере обращения (купли-продажи товаров). В последней проявляются крупные виды хозяйственной деятельности: общее (между крупными отраслями или сферами) и особенное (между подотраслями и видами торговых предприятий) разделение труда. Общее расчленение рынка наглядно представлено на рисунке:
В системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли:
- рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.п.)
- рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.)
- рынок услуг (сюда входят многообразные виды коммунального и бытового обслуживания, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги)
- рынок труда (для работодателей и наемных работников)
- рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве)
- рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях)
- рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход)
- рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами)
- рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.)
Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необычайно повысило их активную экономическую роль. Рынок обеспечивает производство всей совокупностью субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Все крупные производственные отрасли сильно зависят от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается вообще значение товарного производства. Речь идет только о новом состоянии экономического организма, когда все его клетки испытывают воздействие рыночных отношений.
Во второй половине XX в. степень развития каждой национальной системы рыночных связей получила новое измерение. Сейчас различают закрытое и открытое национальные хозяйства. Закрытая экономика отличается тем, что все блага и услуги производятся и потребляются внутри страны. Открытым является такое хозяйство, в котором часть продукции создается для внутреннего потребления, а оставшаяся доля продается за рубежом. Вместе с тем государство закупает товары и услуги, изготовленные в иных странах.
Переход от закрытой к открытой экономике связан с развитием форм и типов взаимодействия участников как национального, так и мирового рынков.