Логика теории паритета покупательной способности
Теория паритета покупательной способности основана на принципе, получившем название закона единой цены, который утверждает, что в любой точке страны товар должен продаваться по одной и той же цене, так как в противном случае торговля не использует возможности получения прибыли. Предположим, что кофе в зернах продается в Сиэтле по $ 8 за килограмм, а в Бостоне по $ 10 за 1 кг. Тогда некто мог бы закупать кофе в Сиэтле и продавать его в Бостоне, получая за счет существующей разницы цен прибыль в $ 2 с каждого проданного килограмма.
Получение доходов за счет разницы цен на различных рынках называется арбитражными операциями.
В дальнейшем, по мере развития арбитражных операций, спрос на кофе в Сиэтле и предложение кофе в Бостоне возрастут. В Сиэтле цена кофе увеличится (в ответ на повышение спроса), а в Бостоне снизится (в ответ на рост предложения). Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока, в итоге, не выровняются цены на обоих рынках.
Рассмотрим закон единой цены в применении к рынку международной торговли. Если доллар (или любая другая валюта) позволяет приобрести в США больше кофе, чем в Японии, участники международной торговли могут получать прибыль, покупая его в одной стране и продавая в другой. Экспорт кофе из СЩА в Японию приведет к росту цен на этот продукт на американском рынке и снижению цен на японском рынке. Напротив, если доллар позволял бы покупать больше кофе в Японии, чем в США, торговые компании закупали бы его в Японии и экспортировали в Америку. Импорт кофе из Японии вызвал бы снижение цен на него в США и рост цен в Японии. В результате, в соответствии с законом единой цены, в обеих странах за один доллар можно будет купить одинаковое количество кофе.
Логика этих рассуждений подводит нас к теории паритета покупательной способности, утверждающей, что любая валюта должна иметь одинаковую покупательную способность во всех странах. Другими словами, доллар должен давать возможность покупать одинаковое количество товаров и в США и в Японии, а иена также должна предоставлять возможность приобретать одинаковое количество товаров и в Японии и в США. Название этой теории говорит само за себя, так как слово napumem означает равенство, а понятие покупательной способности относится непосредственно к стоимости денег. Таким образом, теория покупательной способности утверждает, что любая валюта должна иметь единую реальную стоимость в любой стране.