Формы синтеза конкуренции и монополии
Основными формами своеобразного сочетания двух видов взаимодействия субъектов рынка выступают:
О новом состоянии рынка дает представление таблица:
Таблица. Формы сочетания конкуренции и монополии
Параметры состояния рынка | Монополистическая конкуренция | Олигополия |
Число продавцов
Барьеры входа на рынок и выхода из него Дифференциация продукта Участие фирм в контроле над ценами |
Много Нет Есть Цена индивидуализированного продукта контролируется |
Мало
Обычно есть Возможна Нелегальный контроль |
В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация (разделение на различные формы) товаров — придание им индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи). Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары, имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов.
По-своему монополия и конкуренция сочетаются в олигополии. Олигополия (от греч. oligos — немногий, poleo — продаю) — господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции.
Олигополии нередко различными путями (посредством «лидерства в ценах», тайного «джентльменского соглашения») обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или, по крайней мере, поддерживают выгодные им цены. В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупательский спрос — неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается усиление воздействия научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросшая общественная роль и значимость торговой рекламы.
При подведении итогов процесса развития конкуренции и монополии на рубеже XX—XXI столетий перед нами предстает современное состояние взаимоотношений участников рынка. Оно включает следующие элементы:
- сравнительно небольшие остатки свободной конкуренции
- острое противоборство монополий с аутсайдерами (независимыми мелкими и средними хозяевами)
- соперничество между крупными монополиями на национальном и мировом рынках
- монополистическая конкуренция и соперничество между участниками олигополии
- государственное ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции в ее цивилизованных формах
Важно подчеркнуть, что в западных странах сейчас нет крайних состояний рынка: ни господства свободной конкуренции, которая нарушает нормы цивилизованных отношений, ни абсолютной, ничем не ограниченной монополии, охватывающей все национальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в нашей стране.