Финансовые инструменты денежного контроля ФРС
Для осуществления денежного контроля ФРС обычно использует три вида финансовых инструментов:
- операции на открытом рынке
- установление нормы обязательных резервов
- учётную ставку
Рассмотрим каждый из них.
Операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке ФРС состоят в покупке и продаже государственных облигаций. Для увеличения предложения денег Центральный банк даёт своим агентам указание на покупку облигаций у населения. Средства, выплачиваемые ФРС за приобретенные облигации, увеличивают количество денег, находящихся в обращении. Часть из них остаётся в наличной форме, а часть поступает на банковские вклады. При этом каждый доллар, который обращается в наличной форме, увеличивает предложение денег также ровно на $ 1. Каждый доллар, помещенный на банковский депозит, увеличивает предложение денег в гораздо большей степени, поскольку он приводит к росту резервов и, таким образом, к увеличению количества денег, создаваемых банковской системой.
Если ФРС считает необходимым уменьшить предложение, она продаёт государственные облигации населению, которое оплачивает их наличными деньгами и за счёт средств на банковских вкладах, непосредственно снижая количество денег, находящихся в обращении. Кроме того, поскольку население снимает деньги со своих счетов, размеры банковских резервов уменьшаются и банки ограничивают объём кредитов, что непосредственно влияет на процесс создания новых денег. Проведение операций на открытом рынке не представляет особых сложностей.
Фактически операции купли-продажи государственных облигаций, проводимые Центральным банком, во многом сходны со сделками, которые осуществляют индивиды с принадлежащими им ценными бумагами. (Разумеется, когда облигации продаёт или покупает частное лицо, деньги просто переходят из одних рук в другие, но их общее, находящееся в обращении количество остаётся неизменным.) Помимо этого, ФРС использует операции на открытом рынке для изменения предложения денег на большую или малую величину в любой день и без изменения существующего законодательства. Поэтому этот инструмент финансовой политики наиболее часто используется Центральным банком.
Установление нормы обязательных резервов. Центральный банк имеет возможность влиять на предложение денег с помощью установления нормы обязательных резервов, регулирующей минимальную величину резервов, которую должны образовывать кредитные институты из имеющихся у них вкладов. Норма обязательных резервов определяет количество денег, которое создаёт банковская система из каждого доллара своих резервов. Её увеличение означает, что банки должны ограничить выдачу кредитов из средств вкладчиков, в результате чего растёт резервная норма, уменьшается денежный мультипликатор и предложение денег снижается. Напротив, уменьшение нормы обязательных резервов приводит к снижению резервной нормы, росту значения денежного мультипликатора и увеличению предложения денег.
Центральный банк довольно редко прибегает к изменению нормы обязательных резервов, поскольку частое использование этого метода негативно сказывается на состоянии банковской системы. Например, когда ФРС увеличивает норму обязательных резервов, некоторые банки не имеют возможности сразу исполнить это требование, даже если количество вкладов в них не уменьшилось. В результате им приходится сокращать кредитование до тех пор, пока их резервы не достигнут требуемого уровня.
Учетная ставка. Третий финансовый инструмент Центрального банка — учётная ставка — ставка процента, по которой ФРС выдаёт кредиты банкам. Банк занимает деньги у ФРС, когда его резервы не соответствуют установленным требованиям в случаях, когда было выдано слишком много кредитов или когда вкладчики банка в массовом порядке начинают изымать средства со своих счетов. Если Центральный банк выдаёт такую ссуду, резервы банковской системы в целом становятся больше, чем раньше, что позволяет ей увеличить предложение денег.
ФРС имеет возможность корректировать предложение денег с помощью изменения учётной ставки. Чем она выше, тем менее охотно банки берут ссуды у ФРС для пополнения резервов. Таким образом, повышение учетной ставки снижает объёмы резервов банковской системы, что, в свою очередь, приводит к уменьшению предложения денег. Напротив, при понижении учётной ставки банки охотно занимают деньги у ФРС, что приводит к росту резервов и увеличению количества денег в обращении.
Центральный банк использует учётную ставку не только для регулирования предложения денег, но и для помощи финансовым учреждениям, испытывающим временные трудности. Например, когда в 1984 году появились слухи о том, что Continental Illinois National Bank выдал несколько кредитов, возврат которых вызывает большие сомнения, вкладчики банка начали активно забирать из него свои деньги. В качестве одной из мер по спасению Continental Illinois ФРС выступила в качестве последнего кредитора в критической ситуации и ссудила банку свыше $ 5 млрд. Подобным образом, во время биржевого кризиса 19 октября 1987 года, многие брокерские компании с Уолл-стрит испытывали значительную нехватку денежных средств ввиду возросшего объёма продаваемых акций. На следующее утро, перед началом биржевых торгов, председатель ФРС Алан Гринспен объявил, что она «готова служить источником средств, необходимых для поддержания экономической и финансовой системы страны». Многие экономисты считают, что действия Алана Гринспена во время биржевого кризиса позволило фондовому рынку избежать по-настоящему серьёзных потрясений.