Структура и цели бизнес-плана
Бизнес-план – это документ, нуждающийся в постоянном обновлении, так как содержит данные, которые связаны с переменами, происходящими внутри предприятия. Основными назначениями документа являются анализ возможностей деятельности предприятия и определение как конечных, так и промежуточных целей компании.
Как и любой документ, бизнес-план создается ради определенных целей. На практике выделяют следующие цели бизнес плана:
- Использование плана для разработки стратегии развития, что весьма необходимо в момент создания фирмы и при выработке каких-либо направлений ее деятельности;
- Планирование, которое позволит оценить возможности развития предприятия, а также контролировать внутренние процессы;
- Привлечение денежных средств (займы, кредиты), без которых практически невозможно приступить к осуществлению какого-либо проекта;
- Привлечение потенциальных партнеров, которые готовы вкладывать имеющийся у них капитал или технологию в интересующий проект;
- Контроль и управление, которые позволяют оценить результаты деятельности предприятия за определенный период времени.
Все вышеперечисленное можно объединить в две основные цели бизнес-плана:
- Инвесторы получают необходимую информацию, которая поможет им принять решение по инвестированию проекта;
- Лица, реализующие проект, отслеживают и контролируют развитие предприятия.
Цели бизнес-плана служат отправной точкой для составления плана и помогают не забыть затронуть важные вопросы.
Однако не стоит забывать и о структуре бизнес-плана.
Так как у каждого бизнеса свои особенности, то нельзя привести в пример однозначную структуру. Любая приведенная структура даст лишь общее представление, поэтому, рассмотрим более оптимальную из них.
Структура бизнес-плана должна включать:
- Резюме. Обычно пишут после составления плана. Максимум на трех страницах кратко и понятно должна быть изложена вся суть бизнеса.
- Продукт или услугу. В данном разделе должна быть подробно описана вся будущая продукция, услуги или товары, которые собирается производить или оказывать фирма. 3. Описание рынка. В данной части должны быть даны ответы на основные вопросы: « Какому рынку будете предлагать свой товар? Кто, почему, сколько и будет продавать этот товар?
- Конкуренты. Подразумевает рассмотрение степени конкуренции компании и предположить возможность появления конкуренции в будущем.
- План маркетинга. Одна из важнейших составляющих плана, так как в этом разделе говорится о характере будущей деятельности и способах, которые должны привести к успеху.
- План производства. Здесь должны быть рассмотрены вопросы связанные с: помещениями, оборудованием, персоналом, со сроками поставок, количеством основных поставщиков, привлечением субподрядчиков, организации системы выпуска продукции и контроля над производственными процессам.
- Организация и управление. Опишите предприятие, и перспективы его развития на ближайшие годы. Перечислите соучредителей и необходимых специалистов.
- Финансовый план. Должен обязательно содержать: баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
- Оценка потенциального риска и страхование.
- Программа инвестирования.
Вопрос составления бизнес-плана и его структура могут показаться весьма сложными, что на самом деле не так. Важно помнить, что структуру можно легко исправлять и «подстраивать под себя».