Рубрика: Технология социальной работы

Взаимосвязь социальной работы и психологии: теоретический и прикладной аспекты

Социальную работу и психологию «роднит», прежде всего, то, что человек, попавший в трудную ситуацию, непременно переживает определенное психологическое напряжение, нуждается в смягчении этого напряжения, что под силу в первую очередь психологам. Во‑вторых, как в психологии, так и в социальной работе главным объектом и субъектом выступает человек с множеством его личностных качеств и проблем. В‑третьих, и психология, и социальная работа, исследуя человеческие проблемы в единстве с окружающим его внешним миром, направляют свои усилия на совершенствование как самой личности, восстановление ее сил и социальных функций, так и на позитивное изменение окружающей среды.

Взяв на вооружение психосоциальный подход, признающий, что внутренняя психическая жизнь человека и те межсистемные отношения, которые влияют на его жизнедеятельности, представляют собой целостность «человека в ситуации», социальные работники осознают, что помощь человеку является не ситуативной, а успешной чаще всего тогда, когда высоко оценивается потенциал самой личности и её способности к росту, изменению, развитию при наличии определенных условий и ресурсов. Помощь предполагает одновременно:

  • во-первых, создание условий, необходимых для полноценной жизни индивида
  • во-вторых, целенаправленное «задействование» всех внутренних ресурсов человека, которые позволят ему преодолеть сложную для его жизни ситуацию в данный конкретный момент, а также (что самое главное) сформируют у него позитивный личностный опыт

Исходя из такого взгляда на объект социальной работы наблюдается необходимость синтеза социального и психологического на всех уровнях: в формулировании целей и задач социальной помощи, в фокусах рассмотрения и изучения объекта воздействия, в использовании профессиональных средств взаимодействия с ним и т.д.

Для того, чтобы взаимодействовать с данным объектом, более точно сформулировать социально‑психологический диагноз и, соответственно, цель и возможности взаимодействия с конкретным индивидом, специалист по социальной работе должен иметь достаточное для данной конкретной профессиональной ситуации представление о нем, в том числе, представление о:

  • его индивидуально половых и индивидуально типических свойствах (конституция, нейродинамические характеристики)
  • психодинамических свойствах (темперамент, сенситивность)
  • актуальной структуре его потребностей, являющихся движущей силой его поведения и жизнедеятельности вообще
  • мотивации его личности, объясняющей именно то поведение, которое он реализует в данный конкретный жизненный период
  • его способностях, от которых зависят и которыми, в том числе, определяются его возможности
  • базовых характеристиках его характера, которые определяют его отношение к миру вообще, к другим людям и самому себе
  • особенностях самосознания, которые выражаются в специфике саморегуляции поведения
  • направленности его личности, которое выражается в успешности его деятельности в определенных сферах

Эффективность взаимодействия социального работника с клиентом зависит от владения специалистом современными психологическими теориями личности, которые можно получить в системе психологической науки.

Эффективность работы специалиста по социальной работе зависит от:

  • знаний и умелого применения этих знаний в деятельности
  • владения технологиями социальной работы
  • наличия у него личностных качеств, позволяющих достигать успеха в работе

Каждая их трех составляющих, названных выше, включает в себя психологическую составляющую, а именно:

  • психологические знания человека (общая психология, психология личности)
  • специфика его жизнедеятельности в различные возрастные периоды (психология развития)
  • закономерности взаимодействия индивида с другими людьми, группами и общества в целом (социальная психология)
  • знания психологии людей, имеющие особенности в личностном развитии (специальная психология, медицинская психология, психология девиантного поведения) и т.д.
  • владение навыками взаимодействия и воздействия на человека, нуждающегося в помощи (навыками общения с ним, способами влияния на него, ведения переговоров с ним или от его имени с другими людьми или структурами, управления профессиональной ситуацией и т.д.)
  • наличие у специалиста психологических личностных качеств, которые являются определяющим фактором его пригодности к практической деятельности

Принято выделять 3 основные группы, в которые объединены личностные качества социального работника:

  • а) психофизиологические характеристики (психические процессы – восприятие, память, воображение, мышление; психические состояния – усталость, апатия, стресс, тревожность и др.)
  • б) психологические качества, характеризующие специалиста по социальной работе как личность – характеристики Я-концепции, самоконтроль, самокритичность, направленность его личности и др.
  • в) качества, позволяющие успешно общаться с клиентом, а также успешно воздействовать на него с образовательными, профилактическими или коррекционными целями – коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность и др.

Важно помнить, что, во‑первых, все профессиональные средства, применяющиеся в деятельности специалиста по социальной работе, используются человеком по отношению к другому человеку и это, безусловно, требует, по меньшей мере, учета психологических особенностей взаимодействующих; во‑вторых, в социальной работе активно применяются средства, которые сформировались в психологической теории, а в дальнейшем были адаптированы в психосоциальную практику. Основными среди них являются:

  • психодинамическая модель индивидуальной и групповой психокоррекционной работы, сформировавшаяся на основе теории З. Фрейда, а также его последователей и «отступников» — К. Юнга, А. Адлера, Э. Эриксона, К. Хорни, Э. Фромма и т.д.
  • бихевиористская (поведенческая) практика работы с клиентом, основывающаяся на модификации поведения, практикой социализации и практически развивая психологические теории А. Бандуры, Дж. Роттера и др.
  • экзистенционально‑гуманистический подход к психосоциальной практике, основу которого заложили А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, рассматривающие человека, в том числе и попавшего в трудную ситуацию, как уникальную личность, которая обнаруживает в течение всей жизни способность формировать и приобретать свое отношение к самому себе, к другим людям, к миру в целом

Таким образом, можно выделить следующие основные функции, которые реализуются психологической теорией и практикой в теории и практике социальной работы:

  1. Теоретическая, заключающаяся в установление устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, путями и средствами решения задач социальной работы, с одной стороны, и индивидуальными, групповыми явлениями, процессами, закономерностями, с другой стороны
  2. Методологическая, которая выражается в использовании психологических теорий для исследования социальных явлений и процессов, конструирования и проектирования методов коррекции личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности
  3. Объяснительная, на основе которой можно объяснить поступки человека и выбрать стратегию и тактику социальной работы
  4. Прогностическая состоит в определении перспективных личностных изменений, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности

Comments are closed .