Рубрика: Технология социальной работы

Управленческие технологии в системе социальной работы: сущность, виды, методики разработки и внедрения

Вечен и интернационален вопрос: «Что делать?». Но не менее интернационален и вечен и другой вопрос: «Как делать?» Известна истина, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает, какими способами, приемами пользуется. Если ответ на вопрос «Что делать?» дает некое представление об «овеществленной» цели, то ответ на вопрос «Как делать?» указывает путь, по которому следует идти к этой цели, какие силы, средства использовать, в какой последовательности. Иными словами, какие использовать технологии, чтобы достичь цели – и, возможно быстрее, и возможно экономичнее, и возможно при высоком качестве… Для любого вида деятельности характерны свои «как делать», свои «как делать», свои технологии. Существует много видов технологий, среди которых – технические, экономические, социальные, управленческие, гуманитарные (человековедческие), педагогические, экологические, космические и др. Каждый из видов имеет свою специфику, свое пространство. Вместе с тем технологии имеют и общие модели, формализованные процедуры, что обеспечивает их эффективное использование во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Понятие «технология» происходит от двух греческих слов: techne – искусство‚ мастерство‚ умение и logos – знание‚ слово‚ понятие‚ учение‚ мысль‚ определение.

Обратившись к исходному толкованию технологии как термина, в большей мере привычного в производственной сфере‚ не трудно заметить‚ что оно вполне применимо для социальной среды‚ процессов воспитания и управления. Приведем определение‚ содержащееся в «Советском энциклопедическом словаре»: «Технология» (от греч. techne – искусство‚ мастерство‚ умение и   логия — знание) – совокупность методов обработки‚ изготовления‚ изменения состояния‚ свойств‚ форм сырья‚ материалов или полуфабриката‚ осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выявление физических‚ химических‚ механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов».

Обратим внимание на три аспекта определения. Прежде всего – это совокупность методов. Вторая целевая установка — изменение состояния‚ свойств объекта воздействия. Развитие всех социальных систем связано с изменениями. Изменения могут носить конструктивный и разрушительный характер. Поэтому перед технологией как наукой‚ ставится задача выявления закономерностей и использования тех из них‚ которые дадут положительный эффект на практике. Как видим‚ третий аспект определения связывает научный‚ рациональный компонент с личностным компонентом‚ содержащим в себе как рациональное‚ так и эмоциональное начала, подчеркивает мысль, что качество, результат зависит от мастерства, аналитико-профессионального уровня исполнителей.

Технология, отмечают болгарские специалисты, – существенная сторона всякой деятельности. Как особого рода знание, технология играет роль связующего звена между наукой как теоретической системой и социальной практикой. Она дает возможность расчленить различные сложные проблемы на более простые, регламентировать и описать их, придав им обязательный и неизбежный характер, чем помогает руководителю достигать высоких результатов в управлении. С. Янг считает, что на пути к решению любых проблем осуществляются одни и те же этапы и в одинаковом порядке.

Современное понимание управленческо‑технологического взаимодействия социального субъекта и клиента (объекта) базируется именно на единстве научности и организации, на обеспечении интересов человека и общества. Организационно-управленческое влияние на человека, по мнению академика В.Г. Афанасьева, управление людьми означает, во-первых, правильное определение социальной роли каждого человека, его места в производстве, коллективе, семье, его функций, его обязанностей. Во-вторых, усвоение каждым человеком предназначенной ему социальной роли, что достигается посредством обучения, образования, воспитания. В-третьих, обеспечение выполнения каждым человеком своей социальной роли, что достигается системой правовых и этических норм, убеждения, а при необходимости и принуждения, стимулирования трудовой и общественной активности.

В условиях рыночной экономики роль и место в обществе человеку не только «определяют», но он сам должен самоопределиться, а точнее – взаимоопределиться с соответствующим объектом или субъектом управленческого процесса, сам приложить усилия, чтобы получить соответствующую специальность, сам быть ответственным членом общества и добросовестно и качественно выполнять свои социальные роли, не ожидая контрольно-нормативных санкций. Однако не все люди могут успешно справиться со столь сложными задачами. Потому социальным службам, социальным работникам приходится овладевать технологическим мастерством, чтобы оказывать эффективное влияние на своих клиентов.

Внедрение социально-технологических подходов к управлению социальной сферой реализуется в тесной связи с технологизацией управленческих процессов в других сферах жизни нашего общества. Как известно, управленческий процесс начинается с разработки теоретической концепции, определяющей направление и цели развития той или другой системы. Чтобы справиться с поставленной задачей, необходимо привести в соответствие управляемую и управляющую системы, затем понадобится узаконить юридически как сами субъекты и объекты, так и систему взаимодействия между ними. Наконец, наладив взаимодействие, необходимо определить критерии и формы контроля за эффективностью управленческих воздействий и результатами реализации разработанной концепции.

Проиллюстрировать формирование и развитие управленческого процесса (хотя бы в общих чертах) попытаемся на примере экономических преобразований в РБ на современном этапе. Теоретико-концептуальную основу управленческого процесса составляет идея (цель) создания в РБ социально ориентированной рыночной экономики. Разработка стратегии достижения поставленной цели на основе анализа и осознания необходимости перемен и составляют первый этап управленческого процесса. Второй этап связан с появлением новых структур рыночной экономики — негосударственных предприятий‚ организаций‚ объединений‚ а также структур‚ призванных осуществлять координацию их деятельности‚ создавать необходимые условия. Иными словами‚ на этом этапе формируется и объект‚ и субъект процесса управления в лице государственных органов (министерств‚ комитетов) и общественных организаций (союзов‚ клубов). Появляющиеся объекты и субъекты получают возможность действовать на основе принятых правовых актов‚ государственных законов‚ инструкций‚ регламентов‚ определяющих их социальную миссию и «правила игры». Создание законодательной базы рыночных отношений – огромная и сложнейшая работа. Создание правовой базы предполагает и создание системы контроля, которая даст ответ на вопрос: эффективно ли взаимодействуют субъекты и объекты управленческого процесса‚ результативно ли работают новые структуры рыночной экономики‚ правильно ли определены критерии оценки их деятельности‚ не нарушают ли правил и норм координации и контроля управляющие подсистемы.

Как видим, развертывание управленческого процесса – явление масштабное, разноплановое, требующее разносторонних знаний, огромного труда как со стороны тех, кто принимает участие в качестве объекта, так и тех, кто выступает в качестве субъекта управленческого процесса. Здесь реализуется множество циклов, функций, а управленческие технологии получают наибольший простор для своего проявления, совершенствования и результативного влияния на всю управленческую деятельность.

Неслучайно в социальном управлении достаточно скрупулезно разрабатывается каждый шаг, взаимодействия субъекта и объекта, социального работника и клиента, нуждающегося в той или другой помощи.

Решение любой задачи в системе социальной защиты требует не только определенного порядка процедур, действий, но и наличия научно-теоретических обоснований, выводов, эффективного использования всех ресурсов с их рациональным и эмоциональным наполнением. Человековедческие технологии позволяют соединить теоретическое знание и практический социальный опыт. Они не только позволяют, но и настоятельно требуют этого единства, разумной дозировки чувств, желаний и тщательного выбора практических шагов, высокой ответственности перед клиентом, а также перед собой и обществом.

Организационно‑управленческие технологии в социальной работе можно определить как системы научно обоснованных действий и взаимодействий субъектов и объектов, направленные на изменение качеств и поведения различных категорий нуждающихся, а также окружающих их условий, на достижение позитивных результатов с наименьшими затратами человеческих усилий и материальных средств.

Практическая разработка конкретных технологий включает несколько стадий, как правило, составляющих несколько документально оформленных и последовательно реализуемых пакетов. Это:

  1. разработка и оформление пакета по теоретическому обоснованию данной технологии (теоретическая концепция решения задачи)
  2. разработка и оформление пакета процедур, которые будут использованы в процессе решения задачи
  3. разработка и оформление пакета инструментария, с помощью которого будут реализоваться намеченные процедуры (этот пакет может быть объединен со вторым пакетом, но лучше его разрабатывать отдельно)
  4. разработка и оформление пакета измерения результатов задуманного замысла, с помощью каких показателей, как будет измеряться ход процесса
  5. разработка и оформление пакета охраны здоровья и достоинств человека, цель которого – не допустить в процессе осуществления технологий вреда человеку

В числе технологий социальной работы можно назвать:

  • «Технология индивидуальной работы с конкретным клиентом»
  • «Технология работы с группой анонимных алкоголиков»
  • «Технология оказания социально-психологической помощи школьникам Н. района, пострадавшего от наводнения» и т.п.

Итак, в социальной работе разделение сложных проблем на менее сложные действия, направленные на изменение объектов и окружающих их обстоятельств, осуществляется по той же логической цепочке, которая присуща другим видам управления, и начинается с простой модели движения к заданной цели через последовательное решение каких-либо конкретных задач.

Вместе с тем в социальной работе управленческие технологии наиболее приближены к человеку, его социально-психологическим, психолого‑биологическим особенностям. Разработка технологических «пакетов» здесь отличается специфической аналитико-социолого-психологической насыщенностью, выбором по отношению к клиентам таких действий, которые базировались бы на глубоком знании как сущности проблемы, так и личностных особенностей клиента, умении социального работника найти соответствующие подходы в каждом конкретном случае. Иными словами, человековедческие технологии в социальной работе имеют два аспекта: теоретико-организационный и сугубо профессиональный (психологический, педагогический, медико-социальный и др.). Эффективные технологии социальной защиты обеспечиваются совместными усилиями многих специалистов и многих организаций, базируются на хорошем знании методов социальной работы (индивидуальной, групповой, работы в микросоциальной среде и т.д.).

Comments are closed .