Рубрика: Технология социальной работы

Супервизорство как эффективная форма повышения профессионализма социального работника

В зарубежных системах совершенствования профессиональных качеств социальных работников существенное место занимает супервизорство, в основе которого лежит идея активного использования опыта, накопленного в процессе практической работы. В Беларуси пока супервизорство не получило широкого развития. Однако оно заслуживает серьезного внимания, т.к. наряду с используемыми инновационными организационными и содержательными формами социальной работы и развития кадров может оказаться очень результативным.

Действенный отпечаток на процесс «развития» молодого специалиста накладывает не только его собственный практический опыт работы с клиентом, но особенно знания и умения, приобретенные им в результате сотрудничества с более опытным, квалифицированным профессионалом, способным помочь разобраться в затруднительной ситуации, научить использовать новые эффективные методы и технологии работы. Такого рода процесс «научения» в отечественной литературе традиционно называется наставничеством. На Западе же подобное явление именуется супервизорством. Оно включает в себя ряд важных аспектов и проявлений и рассматривается как особо важная система формирования профессионально грамотного специалиста.

Для более доходчивого представления о смысле и назначении супервизорства приводятся пояснения Питера Ховкинса и Робина Шохета о «хорошей» матери, т.е. матери, которая, «если ее ребенок швыряет в нее еду, не испытывает чувства вины и не воспринимает это как атаку на себя лично, а видит за таким поведением неспособность ребенка справиться с внешним миром. Для любой матери очень трудно быть «хорошей», пока ее не начинает поддерживать отец ребенка или кто‑то еще. Тогда строится «триада заботы», которая означает, что ребенка следует оберегать даже тогда, когда необходимо выразить несогласие или ярость».

Данная концепция представляет собой полезную модель для супервизии, где «хороший» консультант может пережить атаку негативности со стороны клиента, черпая силы в супервизорских отношениях. Таким образом, супервизорство рассматривается как метод управления и консультирования, направленный на обеспечение эффективности и качества профессиональной работы, имеющий место, прежде всего, там, где специалисты вступают в профессиональный контакт с различными группами и категориями людей, и используется с целью координации работы с клиентами. Исходя из этого, следует отметить, что супервизор объединяет в себе три основные роли:

  • помощника (консультанта), оказывающего поддержку
  • учителя, помогающего своему подопечному учиться и развиваться
  • менеджера, несущего ответственность, с одной стороны, за то, что делает супервизируемый для клиента, а с другой – перед организацией, которая платит за супервизию

Следовательно, разумно говорить о триаде функций супервизора, определяющих содержательную сторону его деятельности. Речь идет, во‑первых, об образовательной функции, заключающейся в развитии навыков, умений и способностей социального работника. Во‑вторых, ‑ о поддерживающей функции как способе противостояния стрессу, боли и потерянности, испытываемых социальным работником в результате глубокой терапевтической работы с клиентом. Такого рода эмоции появляются из‑за эмпатирования клиенту или стимулируются при взаимодействии с клиентом, или могут быть реакцией на него. Неприятие этих эмоций вскоре приведет к стрессу и выгоранию, к снижению эффективности работника, который начинает либо слишком идентифицироваться с клиентом, либо защищаться от дальнейшего влияния со стороны клиента. В такой ситуации главной задачей супервизора является оказание помощи социальному работнику в осознании этого процесса и работе над подобными реакциями. В‑третьих, о контрольной функции. Не только недостаток подготовки или опыта, но также и неизбежные сложности взаимоотношений с клиентом, пробелы, уязвимые места заставляют социальных работников искать кого‑то, кто наблюдал бы за их работой. В процессе работы с подопечными супервизор может частично взять на себя ответственность за благо клиента и работу с ним супервизируемого (социального работника): он гарантирует поддержание стандартов учреждения, в котором проводится работа.

Благодаря супервизорству социальный работник продолжает обучаться и развиваться, более эффективно использовать собственные ресурсы, управлять своей работой и менять несоответствующие ее формы. Однако нельзя не обратить внимания на значение такой формы супервизорской поддержки как самосупервизии, которая уместна всегда, даже тогда, когда социальный работник и так получает хорошую супервизию. Практикующему специалисту крайне важно развить в себе внутреннего супервизора, с которым можно консультироваться прямо во время работы. Важным аспектом самосупервизии является способность анализировать свою работу, прежде всего, через самонаблюдение и самооценку своей деятельности.

Процесс такого анализа может быть углублен за счет развития навыка конспектирования работы с клиентом. Это не просто записывание фактов, но и отслеживание своих телесных проявлений: дыхания, мыслей, действий в работе с клиентом. Процесс письменного анализа в дальнейшем может быть дополнен аудио‑ и видеозаписью работы с клиентами, материалы которых могут затем использоваться для проведения самосупервизии.

Зарубежный опыт подсказывает, что у социального работника порой могут возникать преграды, не способствующие обращению за помощью к супервизору. Это может быть предыдущий, как положительный, так и отрицательный, опыт супервизорства. Плохой опыт может способствовать осмотрительности и осторожности, а хороший – сравнению нынешнего супервизора с предыдущим. Кроме того, социальный работник может иметь ощущение, что он не нуждается ни в чьей помощи, что он сам может контролировать свою работу и анализировать ее. Это защита от критики со стороны, где укажут на очевидные ошибки. Плюс к этому порой супервизор работает слишком авторитарно, что приводит к возникновению соперничества по поводу того, кто лучше управляет клиентом. Вследствие этого у социального работника появляется необходимость доказать супервизору, что он сам может делать свою работу. Также супервизор может касаться вопросов, важных для него, а не для социального работника, и тем самым не удовлетворять ожидания последнего.

Зачастую социальные работники испытывают страх по поводу их осуждения и оценки супервизором, но они забывают, что в свою очередь супервизоры также беспокоятся о произведенном впечатлении на клиентов. Избежать этой «преграды», считают специалисты, может помочь включение в соглашение между сторонами такой процедуры, как проведение регулярной оценки и обзора, взаимодействия супервизора и социального работника, т.е. установление обратной связи, проясняющей реальную ситуацию.

Нередко супервизору приходится сталкиваться с так называемым «процессом отражения», т.е. феноменом, когда социальные работники неосознанно приносят ему материал, связанный с их чувствами о взаимоотношениях с клиентами. Как правило, в подобной ситуации социальный работник общается с супервизором в такой же манере, в какой клиенты общаются с ним, например, показывают бессилие, отчаяние, беспомощность. Следовательно, задача супервизора заключается в том, чтобы попытаться понять, что происходит, и помочь начинающему специалисту осознать это явление путем открытия сложных и запутанных взаимодействий, которые ставят его в тупиковое положение.

Таким образом, наиболее сложной характеристикой, которой должен обладать супервизор, является способность одновременно в процессе работы видеть перспективы, иметь в виду проблемы клиента, с которыми пришел социальный работник, и самого социального работника, не терять из фокуса внимания собственный внутренний процесс и взаимодействие с клиентом здесь и сейчас. Конечно, это умение приходит не сразу, требуются долгие годы практики.

Сегодня нет однозначного ответа на вопрос, должны ли супервизор и социальный работник работать в одном стиле. Но обоим следует иметь много общего в языке и ценностях, чтобы понимать друг друга и вместе сотрудничать. Супервизорство позволяет оглянуться назад и оценить происходившее, дает шанс молодому профессионалу найти новые возможности, открыть для себя новые знания, которые возникают в наиболее сложных ситуациях, получить поддержку со стороны.

Comments are closed .