Рубрика: Технология социальной работы

Социальные системы как субъекты и объекты социального менеджмента: познание управленческих систем и системность управления

Окружающий человека реальный мир насыщен множеством разнообразных систем, среди которых выделяют естественные и искусственные, а также системы смешанного порядка («человек‑машина»); большие и сверхбольшие системы; открытые и закрытые; самоуправляемые и несамоуправляемые и т.д. Все системы, создаваемые человеком (технические, экономические, политические, военные, управленческие, человекозащитные и т.п.), относятся к числу искусственных, часто представляющих собой подобия (копии) естественных, или создаваемых для выполнения функций, аналогичных функциям естественных систем.

Общество как социальная система содержит в себе множество взаимосвязанных между собой систем меньшего порядка: политическая система, экономическая система, социальная система и т.п. современная научная литература дает ряд определений понятия «система», однако в сущности своей они мало в чем отличаются. Истоки этого понятия – в античности, когда был сформулирован вывод о том, что целое больше суммы его частей. Под системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные, системные) качества, не свойственные отдельно взятым образующим систему компонентам. Связь между компонентами системы настолько тесна, существенна, что изменение одного из них вызывает изменение других, а нередко и системы в целом. Во взаимодействии со средой система всегда выступает как нечто единое, обладающее качественной определенностью. Система – это такое образование, в котором внутренние связи компонентов между собой преобладают над внешними воздействиями на них (В.Г. Афанасьев). Внешние по отношению к данной системе образования, с которыми она связана сетью коммуникаций, составляют ее среду. Внешняя среда – это необходимый фон, на котором и при опосредованном участии которого система функционирует. Качественные характеристики целостных систем свойственны и системам социальной сферы, выступающим основным предметным полем социального менеджмента.

С управленческой точки зрения исключительно важно, наряду с видением системы как единства, целостности, уметь разглядеть и оценить состояние составляющих ее компонентов, прежде всего систем-субъектов и систем-объектов), познать систему, ее внутреннюю природу, характерные черты и т.п. Познать целое, отмечает В.Г. Афанасьев, значить раскрыть:

  • его сущность, качественную специфику, присущие ему системные, интегративные качества
  • его состав, количественную и качественную характеристику его частей, компонентов, их координацию и субординацию, главную из частей, то есть ту основу, на которой прежде всего и держится система
  • его структуру, то есть внутреннюю организацию, взаимосвязь компонентов, установив при этом, почему эти компоненты сочетаются, взаимодействуют именно так, а не иначе, почему, взаимодействуя, они образуют именно данное, а не другое целое
  • его функции, то есть активность, жизнедеятельность, равно как и функции частей, установив при этом, как эти последние «работают» на общие функции
  • его интегративные, системные факторы, механизмы, обеспечивающие целостность системы, ее совершенствование и развитие, взаимодействие
  • его коммуникации с внешней средой, в том числе связь с более обширным целым, частью которого оно само является
  • его историю, начало и источник возникновения, становления, тенденции и перспективы развития, превращения в качественно новую целостную систему

Предложенная методология исследования социальных систем всецело применима к организациям, учреждениям, ко всей системе социальной работы. Обеспечить системную и эффективную работу с той или другой группой социально незащищенных людей можно только глубоко изучив ее особенности по разным параметрам. Всякая социальная общность, даже имеющая общую важную проблему, никогда не бывает однородной. Чтобы определить комплекс мер по оказанию социальной поддержки, необходимо сделать анализ, дать характеристику составляющих данную общность групп (компонентов) по разным параметрам: экономическим, социокультурным, духовным, образовательным и т.п. Дифференциация их интересов и потребностей позволит соответственно дифференцировать и индивидуализировать социальную помощь и поддержку.

Если речь идет об организациях, коллективах, осуществляющих социальную работу, то здесь необходимо прежде всего провести системно-компонентный анализ, ответить на вопрос, из чего, из каких компонентов они состоят, какими качествами эти компоненты обладают? Во-вторых, выяснить, как взаимосвязаны компоненты, какова структура организации, каковы в ней взаимоотношения работников? В-третьих, выяснить, как функционируют компоненты системы, какие функции реализует каждое структурное подразделение, каковы особенности их взаимоотношений по горизонтали и по вертикали. В-четвертых, необходимо выяснить, как реализуются интегративные особенности системы, как обеспечивается единство ее составляющих. В-пятых, во многом успех обеспечивает взаимодействие системы с внешней средой. Это важно знать, как и важно знать историю данного коллектива, организации.

Исследование социальных систем – не самоцель. Знание их внутреннего строения и состояния, внешних взаимодействий обеспечивает успех управления, так как позволяет использовать преимущества системы как единого целого, ее сильные стороны. Системный подход к управлению давно известен как наиболее эффективный, особенно в его программно-целевом варианте.

В практике социальной защиты этот вид системного решения проблем наиболее эффективен, хотя и наиболее сложен, труден. В Беларуси самыми распространенными формами системного планирования являются программы социальной защиты отдельных категорй населения (дети, женщины, молодежь, инвалиды и т.д.). Среди таких программ, реализовавшихся в разное время, можно назвать: комплексную целевую программу Республики Беларусь «Охрана материнства и детства в условиях воздействия катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Президентскую программу «Дети Беларуси»; «Республиканскую программу «Женщины Республики Беларусь»; Республиканскую программу «Молодежь Беларуси», а также программу занятости населения, миграционную программу, национальный план действий по обеспечению гендерного равенства и другие. Республиканские программы реализуются через систему организационных мер и содержательных направлений на областном, городском, районном уровнях, через систему адресной помощи.

С методологической и методической точек зрения создание целевых программ должно пройти несколько этапов, включая подготовительный период предварительной проработки проблемы, осознания ее наличия и зрелости. Этот период завершается теоретическим обоснованием необходимости разработки соответствующей программы, анализом возможностей ее осуществления. Последнее весьма важно, ибо программы, не учитывающие реальных возможностей их реализации, компрометируют и программы, и их разработчиков, и органы социальной защиты.

Программно‑целевое планирование как основа системного подхода к управленческой деятельности в социальной сфере включает следующие аналитико-организационные действия:

  • всестороннее изучение реальной ситуации, включая анализ статистических данных, социологические методы сбора информации и ее оценки
  • формулирование главной комплексной цели-задачи, структурированной по объектам решения социальных проблем и их масштабам (категории нуждающихся, территориальные уровни: республика, области, город, район, коллектив). Разработка конкретных целей-задач может выливаться в отдельные подпрограммы, выстраиваемые в «дерево целей»
  • разработка планов реализации комплексной программы (подпрограмм), включающих конкретные действия, исполнителей, сроки, формы контрольной информации (письменные, устные, обеспечение гласности и т.д.)
  • изыскание финансово-материальных средств на разработку и реализацию комплексной программы (бюджет, займы, пожертвования и т.д.)
  • координационно-корректировочные действия в процессе реализации программы (дополнения, исправления выявляющихся неточностей, мотивация новшеств и т.д.)
  • итогово‑ретроспективный блок действий (сравнение целевых задач и получаемых результатов, выявление объективных и субъективных причин успехов и недостатков, провалов, определение дальнейших действий – корректировка программы, разработка новых направлений, совершенствование кадрового обеспечения и т.д.)

В программно‑целевом управлении исключительная роль принадлежит руководящему звену разработки и внедрения программы. Его работа не прекращается с разработкой и доведением программы до исполнителей. Она продолжается до итогово‑ретроспективной стадии. Руководитель (или группа), ведущий ту или другую программу, должен постоянно «держать руку на программном пульсе».

Итак, познание системы обеспечивает ее результативное участие в реализации комплексного подхода к решению социальных проблем, а также является условием совершенствования самой социально-управленческой системы.

Comments are closed .