Рубрика: Технология социальной работы

Социальное партнерство как социальное явление: сущность и основные принципы

Идею и историю социального партнёрства необходимо в тесной связи с цивилизационными процессами, развитием технико‑экономической базы и ростом социально‑культурного уровня народа. В системе трудовых отношений в индустриальных странах Европы в конце XIX ‑ начале XX века созрели условия для воплощения идеи социального консенсуса. К этому времени легализовали свою деятельность профсоюзы, начало формироваться трудовое законодательство, нарастала необходимость переговорных процессов в сфере социально‑трудовых отношений. В последнем были заинтересованы обе стороны: не только рабочие, но и предприниматели отреагировали на революцию 1917 года в России, на глубочайший экономический кризис 1929 года в странах Запада. Однако наиболее благоприятные экономические, политические, социальные, социально‑психологические условия для эффективного функционирования социального партнерства сложились после второй мировой войны.

Развернутую концепцию социального партнерства создала Международная организация труда (МОТ). Она же стала высшим звеном регуляции трудовых отношений на мировом рынке труда, узаконив сам термин «социальное партнерство», получивший затем широкое научное и практическое признание.

МОТ – старейшая международная организация возникла в 1919 году. Важнейшей ее функцией является нормотворческая деятельность в области трудовых отношений. Принятые ею нормативные документы в сумме составляют нечто вроде Международного кодекса труда: это свод 181 Конвенции и 188 Рекомендаций МОТ.

В Конвенциях и Рекомендациях МОТ изложены основные правовые нормы, определяющие правовой статус всех субъектов социального партнерства и составляющие его правовую идеологию. Вкратце их можно свести к следующим моментам:

  • признание права профсоюзов на законодательную инициативу и равноправие социальных партнеров
  • существование в государствах‑членах МОТ арбитражных органов по разрешению социально‑трудовых конфликтов
  • создание в государствах‑членах МОТ условий для обеспечения независимости социальных партнеров друг от друга, автономности их функций
  • в действиях социальных партнеров отсутствует императив политических амбиций и идеологических установок

В Конвенциях МОТ нашли отражение такие важнейшие проблемы, как свобода объединений, право на коллективные переговоры, содействие коллективным переговорам, коллективные переговоры и соглашения, примирение и арбитраж, консультации и сотрудничество между органами государственной власти и организациями трудящихся и предпринимателей на отраслевом и региональном уровнях.

Конвенции:

  • «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.)
  • «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.)
  • «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.)
  • «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.)

Нормы Конвенций МОТ имеют обязательную юридическую силу только в случае их ратификации на государственном уровне в странах—членах МОТ. По объему ратифицированных Конвенций судят о степени прогрессивности трудового законодательства и регулировании социально—трудовых отношений в стране.

В Советском Союзе было ратифицировано 50 Конвенций МОТ, в Болгарии – 80, Бельгии – 82, Уругвае – 83, Норвегии – 92, Италии – 101, Франции – 110, Испании –116. Россия как правопреемник СССР приняла к исполнению 43 Конвенции.

Важную роль в системе социального партнерства, особенно при разработке национального законодательства, играют Рекомендации МОТ, хотя они не подлежат ратификации. Они затрагивают весьма существенные стороны жизнедеятельности трудовых коллективов:

  • Рекомендация №91 о коллективных договорах (1951 г.)
  • Рекомендация №94, касающаяся сотрудничества на уровне предприятия (1952 г.)
  • Рекомендация №113 о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе (1960 г.)
  • Рекомендация №29 о связях на предприятии (1967 г.)
  • Рекомендация №163 о содействии переговорам (1981 г.)

Международная организация труда за годы своего существования и активной деятельности приобрела огромный опыт и авторитет, продолжает играть неоценимую роль в сглаживании социально‑трудовых конфликтов, развитии и утверждениями лучших традиций социального партнерства во всех странах мира.

Социальное партнерство (в теории и на практике) рассматривается как специфический тип социальных отношений, направленных на достижение баланса в реализации основных социальных интересов важнейших социальных групп общества. Исторический опыт показывает, что интересы этих групп не могут совпадать, в своей основе они несовместимы (интересы предпринимателей‑собственников и интересы наемных работников). Цель партнёрства – достижение оптимального равновесия в реализации этих интересов. Это по своей сути – необходимое и выгодное для обеих сторон взаимодействие, исторически обусловленный компромисс интересов главных субъектов современных социально‑экономических и нравственно‑политических процессов, одно из основных условий социальной стабильности общества, в уровне которой определяющую роль играет степень обострения и характер противоречий межу работодателями и наемными работниками.

В системе принципов, на которых базируется социальное партнерство, особое место принадлежит принципам экономического партнерства. Достижение справедливости в социальном партнерстве возможно на основе соблюдения следующих принципов:

  • каждый человек имеет от рождения право на жизнь, свободу, стремление к счастью и на помощь общества в реализации этих прав; принцип равных возможностей для всех граждан не отделим от принципа личной свободы каждого гражданина
  • без права собственности не может быть личной свободы; право собственности — неприкосновенно: законы о собственности не имеют обратной силы, а новые законы, существенно изменяющие права собственника, применимы только ко вновь создаваемой, или вновь обретаемой собственности
  • каждый человек имеет от рождения обязанности перед обществом (социальную ответственность), объем которых и правила распределения определяются на основе демократического согласия едиными для всех законами и общественными потребностями
  • преимущественным способом реализации социальной ответственности является уплата налогов; в исключительных случаях может использоваться безвозмездный труд, оцениваемый денежным эквивалентом
  • социальная ответственность гражданина, не обладающего собственностью, определяется только полом, возрастом и состоянием здоровья
  • всякий гражданин, обладающий значительной собственностью, имеет дополнительную социальную ответственность
  • полноправным гражданином может считаться только тот, кто честно и полно исполняет свои социальные обязанности
  • полноправный гражданин гарантированно пользуется благом неограниченной экономической свободы в рамках действующих законов; все ограничения экономической свободы носят исключительный характер: гражданам и нижнему уровню управления по отношению к верхнему разрешено все, что не запрещено, верхнему уровню управления запрещено все, на что не получено законодательного разрешения
  • общество не может существовать, а тем более выполнять обязательство перед гражданами без общественного достояния, созданного Природой или трудом предыдущих поколений; каждый полноправный гражданин является, при своей жизни, равноправным и равноответственным совладельцем общенародного достояния: расходы на сохранение и увеличение общенародного достояния и доходы или блага от его использования равно распределяются на всех граждан;
  • никто персонально по собственному желанию не может получить своей доли общенародного достояния: отказавшись от российского гражданства или умирая, гражданин безоговорочно оставляет свою долю народу Российской Федерации; решения о перераспределении общенародного достояния могут быть приняты только на основе референдума
  • никто не может стать собственником чего‑либо, что создано Природой и не может быть отделено от окружающей среды без неприемлемых последствий; право отделить что‑либо от природной среды в личную, частную или коллективную собственность может возникнуть только на основе соглашения с Обществом, достигаемого демократическим путем
  • справедливы лишь два способа получения права собственности: создание объекта собственности и добровольное соглашение с законным собственником; если собственником является народ какого–нибудь региона, такое соглашение может быть узаконено только референдумом этого региона
  • каждый, кто хочет стать собственником изъятых из Природы ресурсов, должен купить это право у народа и, после этого государство не вмешивается в процесс законного использования приобретенных таким образом ресурсов, если это не представляет угрозы здоровью граждан, сохранению природной среды или безопасности государства
  • каждый человек, выполняющий свои социальные обязанности, священно и неприкосновенно владеет продуктами своего труда, если при их создании не была использована чужая собственность; использование чужой собственности возможно только на основе свободного договора в рамках действующих законов
  • наиболее справедливый договор, определяющий использование чужой собственности для производства, — оплата с учетом законных интересов собственника стоимости средств производства, переносимой в продукт труда, возможно также продажа рабочего времени собственнику средств производства в рамках, устанавливаемы законодательством
  • самая справедливая мера труда и мера потребления — свободный договор равноправных партнеров, если ущерб наносимый гражданам, не участвующим в договоре, не выходит за рамки честной свободной конкуренции; правила честной свободной конкуренции определяются законами на основе демократического согласия
  • свободный, полноправный гражданин, привлеченный к платному внеэкономическому служению обществу, имеет право на достойную его таланта и образования долю общественного продукта; если общественное служение потребовало овладеть навыками и знаниями, бесполезными в другой сфере, и овладевший не может в разумные сроки приобрести другие умения, это право не подлежит пересмотру, даже если отпадает необходимость служения; право на возмездное служение дается только по закону
  • свободный, полноправный гражданин, посвятивший себя безвозмездному служению обществу, не имеет привилегий при своей жизни; он достоин увековечивания в памяти потомков;
  • поддержка государством отдельных граждан производится только на основе общеупотребительных законов; единственная справедливая причина возникновения персонального покровительства государством свободных граждан со стороны государства — особый талант

Наряду с экономическими принципами выделяют т.н. частные принципы социального партнерства:

  • трехсторонность на основе трипартизма — представительства правительства, профсоюзов и предпринимателей
  • равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав трудящихся и предпринимателей
  • приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах
  • каждый последующий уровень коллективных соглашений (договор) не может ухудшать условий договора более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для трудящихся
  • обязательность исполнения договоренностей
  • доверие и доверительность в отношениях
  • регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества
  • ответственность за принятые обязательства

С учетом того, что государство также является участником процессов социального партнерства следует рассмотреть основные принципы государственной службы, зафиксированные в Положении «О федеральной государственной службе» в Российской Федерации. Это – законность; обязательность решений вышестоящих государственных органов и должностных лиц для нижестоящих, подконтрольность и подотчетность государственных органов и государственных служащих; внепартийность государственной службы; равный доступ граждан к государственной службе; ответственность государственных служащих за неисполнение своих должностных обязанностей; социальная защищенности государственных служащих; стабильность государственной службы.

В российской научной литературе широко используется термин «система социального партнерства», под которым понимается:

  • совокупность постоянно и временно действующих двух‑, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально‑трудовых и связанных с ними отношений (федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия)
  • совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами и направленных на регулирование социально‑трудовых отношений
  • соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности вышеуказанных органов и документов

Итак, социальное партнерство можно рассматривать как идеологию цивилизованного общества рыночной экономики и как основу и необходимый инструмент строительства социально ориентированных государств.

Comments are closed .