Рубрика: Технология социальной работы

Права человека и нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения в Республике Беларусь

В широком смысле под правами человека понимаются неотъемлемые свойства личности, совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, ценностных ориентаций, обеспечивающих ему возможность достойного существования (философский подход).

В более узком смысле права человека представляют собой субъективные права (социальные, экономические, политические, культурные), выражающие реальные возможности индивида, закрепленные государством в конституциях и законах (правовой подход).

Признание, институционализация социально-экономических прав складывалось долго. Вплоть до XIX века социально-экономические права не упоминались в законодательных актах – главенствующее положение занимали политические (гражданские) права. И только кризис буржуазного общества в XIX веке «отвоевал» социально-экономическим правам самостоятельный статус. Дальнейшее бурное развитие производительных сил, социально-экономический и технический прогресс явились главным фактором, обусловившим смещение акцентов в национальном и международном праве.

К сожалению, для перехода от провозглашения к выработке реальных механизмов по реализации данных прав потребовались мировые катастрофы: толчком к созданию прообраза ООН – Лиги Наций – явилась первая мировая война, ООН – Вторая мировая война.

Колоссальные экономические потрясения, вызванные двумя мировыми войнами, убедили человечество не только в равноправии групп прав человека – политических и социально-экономических, но и вынудили международное сообщество к созданию международных организаций и нормативно-правовых актов, обеспечивающих защиту прав человека и право каждого на достойное существование.

Важнейшим из этих актов явилась Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 г. и провозгласившая следующий принцип: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». А в 1966 г. Генеральной Ассамблеей ООН в развитие Всеобщей декларации прав человека был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в котором закреплен развернутый перечень социально-экономических прав и подчеркнута необходимость обеспечения их всеми странами. Все участвующие в Пакте государства обязуются к максимальному приложению усилий для обеспечения полного (пусть и постепенного) осуществления прав всеми надлежащими способами. Перечень прав открывает право на труд и на справедливые и благоприятные условия труда. Далее следуют:

  • право на социальное обеспечение, включая социальное страхование
  • право на достаточный жизненный уровень
  • право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья
  • право на образование
  • право на охрану семьи, материнства и детства
  • право на пользование результатами научного прогресса
  • и др.

В дальнейшем правовая разработанность нормативно-правового обеспечения социально-экономических прав привела к дифференциации и классификации прав человека по социальным группам. В настоящее время различают права женщин (Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Женевская Конвенция); права детей (Конвенция о правах ребенка); права инвалидов, права пожилых людей, права меньшинств (Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам), права молодежи и т.д. Некоторые группы социально-экономических прав рассматриваются как коллективные права.

Реализация и защита перечисленных прав обеспечивается в настоящее время большим числом международных нормативно-правовых актов (конвенций, деклараций, резолюций), принятых и принимаемых ООН, одной из основных целей которой, согласно ст. 1 Устава ООН, является осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам. Достижению этих целей способствует также активная деятельность международных организаций, входящих в структуру ООН. Это, в первую очередь, Международная организация труда (МОТ), образованная в 1919 г., Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – 1945 г., Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) – 1946 г., ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – 1946 г., Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ)

Включение во Всеобщую декларацию прав человека и другие международные документы группы социально-экономических прав стало возможным благодаря твердой позиции СССР и стран социалистического лагеря, настоявших на признании государством таких прав человека, как право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение. Было проведено 85 заседаний по проекту Декларации, а голосование проходило 1400 раз, т.е. фактически по каждому слову.

В Республике Беларусь социальное законодательство к настоящему времени представляет собой широкий спектр юридических документов, развивающихся в духе международных правовых актов по правам человека обеспечивающих защиту граждан в различных ситуациях, относящихся к категории социального риска. Множественность данных нормативно-правовых актов обусловлена, во-первых, все более широким охватом правовой регламентацией ситуаций социального риска и, во-вторых, совершенствованием механизма регулирования социальной защиты в конкретных ситуациях.

Пенсионное обеспечение. Особое место среди нормативных актов по социальной защите граждан занимает Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 «О пенсионном обеспечении». Значимость данного Закона определяется тем, что действие его распространяется на многие социальные слои населения. Это лица, занятые общественно-полезным трудом или иной деятельностью, засчитываемой в стаж работы, а также нетрудоспособные граждане. В соответствии с этим Закон обеспечивает право граждан на государственное пенсионное обеспечение по целому ряду статей, а именно:

  • а) право на трудовые пенсии, куда включаются пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой
  • б) право на социальные пенсии, которые предназначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию (лицам, достигшим пенсионного возраста; инвалидам, в том числе – с детства; детям в случае потери кормильца и др.). По каждому виду пенсий Закон определяет социальный статус граждан, дающий право на получение соответствующей пенсии, условия получения пенсий, их размеры и т.д.

Источником для выплаты пенсий является Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. Этот фонд не входит в состав государственного бюджета Республики Беларусь. Он формируется за счет взносов работодателей, страховых взносов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, обязательных страховых взносов граждан, средств государственного бюджета Республики Беларусь. Правовое регулирование государственного социального страхования осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» от 31 января 1995 г.

В ходе совершенствования системы пенсионного обеспечения 6 января 1999 г. был принят Закон Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования». Он направлен в основном на совершенствование механизма расчета пенсий, а также на упрощение получения гражданами соответствующей индивидуальной информации.

Значительную часть лиц пенсионного возраста составляют ветераны войны (около 137 тысяч человек) и вооруженных сил. Правовые основы и меры социальной защиты ветеранов определены Законом Республики Беларусь «О ветеранах» в редакции от 12 июля 2001 г., а также Соглашением государств-участников СНГ «О взаимном признании льгот и гарантий инвалидов и участников Великой отечественной войны, семей погибших военнослужащих и лиц, приравненных к ним». С целью улучшения положения указанной категории граждан Постановлениями СМ Республики Беларусь одобрены «Программа поддержки республиканских и местных ветеранских организаций на период 2000-2005 годов», «Программа поддержки граждан, пострадавших от последствий войны в Афганистане или в других странах, где велись боевые действия», «Республиканская комплексная программа по проблемам пожилых людей на 2001-2005 гг.». Основным направлением социальной защиты и поддержки пожилых людей и ветеранов является оказание адресной социальной помощи во всех ее видах и формах для конкретного человека.

Беларусь – самое «старое» из государств в СНГ. Пенсионеры составляют почти четвертую часть жителей республики.

В 1950 г. пропорция пожилых людей в мире составляла 8%; в 2000 – 10%, а к 2050 г., по прогнозам, достигнет 21%.

Крупнейшая доля пожилых людей мира, 54%, живет в Азии. Европа идет на втором месте с 24%.

Инвалиды. Национальное законодательство по социальной защите инвалидов стремится к реализации требований, которые были провозглашены в Декларации о правах инвалидов, принятой в 1975 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Государственная политика Республики Беларусь в отношении инвалидов имеет целью осуществление эффективных мер по предупреждению инвалидности, их реабилитации, обеспечению равенства и полноправного участия в жизни общества.

Инвалидом закон признает лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляется путем экспертного обследования его в медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) и вынесения соответствующего заключения. Заключение МРЭК является официальным документом, удостоверяющим группу и причину инвалидности, а также индивидуальную программу реабилитации. (Закон Республики Беларусь «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» от 11 ноября 1991 г.).

Согласно указанному закону, инвалиды имеют право на должное медицинское обслуживание, выражающееся в профилактике и медицинской реабилитации. Инвалидам гарантируется квалифицированная бесплатная медицинская помощь. Инвалиды наравне с другими гражданами Республики Беларусь имеют право на образование. Обучение может происходить как в общих, так и в специальных учебных заведениях, а в отдельных случаях – на дому.

Отдельная глава Закона посвящена гарантиям инвалидов в сфере труда. Специальные меры по трудоустройству инвалидов включают в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение трудоустройства инвалидов и законодательное закрепление обязательств по оказанию финансовой помощи и предоставлению льгот предприятиям, учреждениям и организациям (независимо от форм собственности), создающим специальные рабочие места и применяющим труд инвалидов.

Трудовая неделя для инвалидов 1 и 2 группы составляет не более 35 часов, а продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 7 часов. В ночное время к работе инвалиды могут привлекаться только с их согласия. Основной отпуск работникам, признанным инвалидами, устанавливается в размере 30 календарных дней (Трудовой кодекс Республики Беларусь. 1999).

Важным является оказание специальной помощи инвалидам. Им гарантируется специальная помощь со стороны государства в виде денежных выплат, обеспечения техническими и иными средствами социальной реабилитации (условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным, производственным зданиям и сооружениям, беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации, местами отдыха и досуга).

Государственная политика Республики Беларусь в области предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов выражается в создании правовых, экономических, социальных условий для охраны здоровья и удовлетворения потребностей инвалидов в средствах реабилитации и реабилитационных услугах. Реализуется она путем разработки и реализации программ, направленных на предупреждение и снижение уровня инвалидности, а также создание и развитие систем реабилитации в стране. Закон Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» предусматривает создание нескольких этапов (фаз) реабилитации больных и инвалидов: медицинского, медико-профессионального, профессионального и социального. Каждый этап закреплен за определенным министерством.

Кроме указанных законов, в последнее время Правительством принят ряд Государственных программ, в рамках которых осуществляется предупреждение инвалидности. Это: «Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2001-2005 гг.», «Дети-инвалиды» (возрастной ценз у детей-инвалидов изменен с 16 до 18 лет), «Кардиология» и др.

Принятие концептуальных законов не решает в полном объеме проблемы инвалидов. Необходимы повышение уровня материального обеспечения инвалидов (пенсий, пособий и т.п.), разработка эффективных механизмов их реализации, создание скоординированной системы реабилитации, обеспечивающей процесс интеграции инвалидов в общество.

Семья, женщины, дети. Международными организациями уделяется огромное внимание защите женщин и детей. Положение о равноправии и недискриминации женщин закреплено во Всеобщей декларации прав человека, в Международных пактах о гражданских правах, об экономических, социальных и культурных правах. В рамках ООН по данному вопросу были также разработаны и приняты Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Женевская Конвенция).

В Республике Беларусь какого-либо единого нормативно-правового акта, посвященного правам женщин, пока нет. Относительно данной социальной группы защита осуществляется иным способом: законодательство, регулирующее любую сферу общественной жизни (трудовую, семейную, политическую) содержит соответствующие нормы (статьи), регламентирующие положение женщин.

Основной Закон страны – Конституция – говорит о том, что «женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья». Большая часть правовых норм, связанных с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и семейные обязанности, содержатся в Трудовом кодексе Республики Беларусь.

Это: запрещение применения труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, на подземных работах; запрещение применения труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы. Запрещается также привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, работам в выходные дни и направление в служебную командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Женщины, имеющие детей в возрасте от 3-х до 14 лет, (детей-инвалидов до 18 лет) могут привлекаться к вышеперечисленным работам только с их согласия. Беременным женщинам снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, предоставляются помимо общего перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка. Они включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку. Кроме этого, наниматель обязан установить неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет или осуществляющей уход за больным членом семьи.

Матери, воспитывающей двоих или более детей в возрасте до 16 лет, по ее заявлению ежемесячно предоставляется один свободный от работы день. Матери, воспитывающей троих и более детей в возрасте до 16 лет, одинокой матери, воспитывающей двоих и более детей в возрасте до 16 лет, предоставляется свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка.

Работающим женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 56 (в случае осложненных родов или рождения двух и более детей – 70) календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Отпуск включается в общий стаж, стаж работы по специальности, а также в стаж работы, дающий право на последующие трудовые отпуска. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет включается в общий стаж.

Пособие по беременности и родам выплачивается женщинам в размере 100 процентов среднего заработка, но не менее двух минимальных заработных плат (для обучающихся с отрывом от производства – в размере стипендии). При этом родителям, либо лицам, усыновившим (удочерившим) ребенка либо взявшим его до достижения им возраста шести месяцев на воспитание в опекунскую (приемную) семью под опеку, выплачивается единовременное пособие в размере минимального потребительского бюджета семьи из четырех человек, действующего на месяц рождения ребенка.

В целом в стране ведется большая разноплановая работа по улучшению положения женщин. Создан Национальный Совет по гендерной политике при Совете Министров, вступило в силу Положение о Национальном Совете по гендерной политике, разработан Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства на 2001-2005 годы, продолжается работа по совершенствованию национального законодательства и приведению его в соответствие с международными правовыми стандартами, издаются специальные статистические сборники. Планируется разработка проекта Закона о гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

Однако не сегодняшний день остается много нерешенных проблем. По-прежнему остро стоит вопрос о трудоустройстве (особенно женщин, имеющих детей, и женщин предпенсионного возраста). Введение контрактной системы найма на работу ухудшает правовое положение женщин. Необходим пересмотр некоторых действующих норм трудового права; осуществление контроля за выполнением законодательства; разработка механизмов его реализации.

Женщины в Республике Беларусь составляют 53% от общего количества населения.
Средняя заработная плата женщин составляет 81% от заработной платы мужчин.
Доля женщин-руководителей составляет 19,2% от общего количества занятых на работе женщин.
Количество женщин в Национальном собрании Республики Беларусь составляет 10,3%.

Идея правовой защиты детей нашла свое отражение во Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей, что «дети должны стать объектом особой защиты и заботы». В 1959 Генеральной Ассамблеей ООН принимается Декларация прав ребенка, а 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка. Эти документы явились основой для разработки Закона Республики Беларусь «О правах ребенка», принятого в 1993 г. Вопросами защиты прав ребенка занимаются международные организации ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) и Комитет по правам ребенка.

Ребенком, согласно Закону, является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия (не признается полностью дееспособным) ранее (при вступлении в брак до достижения 18 лет или при эмансипации).

До достижения ребенком возраста 3 лет родителям, усыновителям, опекунам назначается пособие в размере 35 процентов минимального потребительского бюджета за предшествующий год. Неработающим женщинам, женщинам из числа военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с беременностью и родами, пособие назначается в размере 20 процентов минимального потребительского бюджета за предшествующий год и выплачивается ежемесячно со дня рождения ребенка по день достижения им возраста 3 лет.

Семьи, воспитывающие детей в возрасте от 3 до 16 лет, имеют право на ежемесячное пособие в размере 15 процентов минимального потребительского бюджета за предшествующий год при условии уплаты родителями взносов на государственное социальное страхование. Право на такое пособие имеют родители, признанные безработными, родители, обучающиеся в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях с отрывом от производства, нетрудоспособные родители (Закон Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей»).

Защита детей осуществляется также путем установления минимального возраста трудоспособности. В Республике Беларусь, согласно Трудовому кодексу, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. Трудовая неделя при этом не может превышать 35 часов. С лицом, достигшим 14 лет, трудовой договор может быть заключен только с письменного согласия родителей, а продолжительность рабочего времени составляет не более 23 часов в неделю (однако по вопросу возрастного ценза существуют серьезные разногласия с международными организациями). Устанавливаются также ограничения по продолжительности ежедневной работы (смены): для работников от 14 до 16 лет – 4 часа 36 минут, от 16 до 18 лет – 7 часов. Несовершеннолетним работникам запрещается работа в ночное время. Основной отпуск работникам моложе восемнадцати лет устанавливается в размере 30 календарных дней.

Отдельно в законодательстве рассматривается проблема детей-инвалидов, детям с недостатками умственного или физического развития. Государство гарантирует им бесплатную специализированную медицинскую и психологическую помощь, трудоустройство в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества. 24 мая 2001 г. Указом Президента Республики Беларусь была утверждена Президентская программа «Дети Беларуси» на 2001-2005 годы (с подпрограммами «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Детское питание», «Совершенствование социальной защиты семьи и детей»), призванная усовершенствовать систему адресной помощи.

Однако, несмотря на все усилия государства, к наиболее острым проблемам социально-экономического характера можно отнести проблему девиантного (отклоняющегося) поведения молодежи. Процент детской преступности (уголовная ответственность, согласно Уголовному Кодексу Республики Беларусь, наступает с 16 лет) постоянно растет. Все большее распространение получают наркотики и алкогольная зависимость. Решение данной проблемы возможно только при широком комплексном подходе: оказание помощи семьям, усиление воспитательной работы в образовательных учреждениях; вовлечение детей и молодежи в общественную жизнь; формирование правовой культуры.

Пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС. В настоящее время Беларусь выполняет третью государственную программу по минимизации последствий Чернобыльской катастрофы на 2002-2005 годы. Социальная защита граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируется Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», принятым 22 февраля 1991 г.

Указанный Закон призван осуществлять защиту прав и интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отселенных и выехавших на новое место жительства с территории радиоактивного загрязнения, проживающих на указанных территориях, и иных категорий граждан, указанных в разделе II Закона. Установление причинной связи инвалидности с катастрофой на Чернобыльской АЭС осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

В соответствии со ст. 2 этого Закона, граждане, проживающие или работающие на территории Республики Беларусь, имеют право на получение льгот и компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью и имуществу в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь. Реализация прав граждан, установленных Законом «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС», гарантируется государством. К этим правам относятся:

  • бесплатное получение лекарств
  • ежегодное бесплатное обеспечение санаторно-курортным лечением
  • выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов заработной платы независимо от непрерывного трудового стажа
  • внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках
  • использование ежегодного отпуска в удобное для них время, а также получение ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней
  • оплата жилой площади в размере 50 процентов квартирной платы
  • бесплатный проезд на городском общественном транспорте (кроме такси), и транспорте пригородного сообщения
  • поступление вне конкурса в высшие, средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища
  • и др.

Кроме этого, гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста, установленного законодательством Республики Беларусь. В зависимости от категорий лиц пенсионный возраст уменьшается на 2,5 до 10 лет. Подробная регламентация прав и льгот в соответствии с категориями, пострадавшими от ЧАЭС, устанавливается разделом III указанного Закона.

Государственная политика по защите детей от последствий аварии нашла отражение в подпрограмме «Дети Чернобыля» Президентской программы «Дети Беларуси».

Основным показателем оценки безопасности территорий для проживания и трудовой деятельности, является установленная эффективная эквивалентная доза облучения, которая не должна превышать 1м3в (0,1 бэра) в год. Отнесение территорий к зонам радиоактивного загрязнения (зоны эвакуации, первоочередного отселения, последующего отселения, зона с правом на отселение, зона проживания с периодическим радиационным контролем) устанавливаются Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Закон устанавливает также право граждан Республики Беларусь на получение полной, своевременной и достоверной информации об уровнях загрязнения территории радиоактивными веществами, о степени загрязненности радионуклидами продуктов питания и других товаров народного потребления, о требованиях режима радиационной безопасности.

К проблемам данной сферы социальной защиты можно отнести необходимость создания унифицированной правовой базы Беларуси и России. Это связано с разным объемом предоставляемых своим гражданам льгот и компенсаций (в России, например, объем льгот в 2-5 раз выше, чем в Беларуси).

Для преодоления негативных последствий Чернобыльской катастрофы необходимо объединение усилий не только Беларуси и России, но и мирового сообщества. К сожалению, в последние годы внимание мировой общественности к Чернобыльской проблеме ослабевает. Одной из причин является недостаток достоверной информации о долгосрочных последствиях Чернобыльской катастрофы. Важным шагом на пути решения данной проблемы явилось открытие в 2002 г. специального сайта Chernobyl.info. Сайт был создан в рамках проекта «Международная информационная платформа долгосрочных последствий Чернобыльской катастрофы», финансируемого Управлением по вопросам развития и сотрудничества Швейцарии и реализуемого совместно с Управлением по координации гуманитарной деятельности (УКГД) ООН и Программой развития ООН (ПРООН). По инициативе ПРООН и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в России, Украине и Беларуси при поддержке УГКД ООН и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) проводилась Чернобыльская миссия ООН. Результатом комплексного изучения последствий аварии стал вывод о необходимости перехода от «чрезвычайного» этапа ликвидации последствий чернобыльской аварии к этапу восстановления, рассчитанному на десять лет.

Загрязнению подверглись 46,5 тысяч кв. км. территории Беларуси (23,5% общей площади), на которой проживал 2,1 млн. человек (около 20% всего населения). Люди, живущие на пострадавших территориях, болеют в 1,8-2,5 раза чаще, чем в среднем по республике. Только 20% детей и подростков считаются здоровыми.

Средства, направляемые на ликвидацию последствий катастрофы, составляют до 10% расходной части государственного бюджета. В 2004 году эта сумма составит 431,5 млрд. рублей.

Comments are closed .