Рубрика: Разное | Экономика АПК

Развитие рыночных отношений и рыночной инфраструктуры в овощепродуктовом подкомплексе

Развитие рыночных отношений в овощепродуктовом подкомп­лексе связано с целесообразностью разработки организацион­но-экономических основ формирования специализированных (сырьевых) зон товарного производства овощей. Актуальность этой проблемы обусловлена рядом важных аргументов:

  • Во-первых, создание зон товарного производства овощей бу­дет способствовать повышению стабильности рынка овощной продукции в пределах республики и регионов, так как возрас­тает гарантированность ее поставки всем видам потребителей.
  • Во-вторых, образование зон товарного производства овощей создает предпосылки для снижения себестоимости производ­ства продукции. Это обусловлено, в частности, уменьшением затрат на транспорт, так как в специализированных зонах ра­диус перевозок овощей может быть значительно сокращен. В связи с упорядоченностью сбыта снизятся потери овощей, возрастет ритмичность, а следовательно, и производительность работы всех звеньев по производству и реализации плодоовощ­ной продукции, что приведет к ее удешевлению, т.е. снижению розничных цен.
  • В-третьих, формирование специализированных зон товар­ного овощеводства позволит полнее реализовать экспортный по­тенциал этой отрасли. Концентрация производства того или ино­го вида овощей и плодов в определенных регионах предоставляет возможность предусматривать и регулировать экспортные опе­рации, устанавливать долговременные взаимовыгодные связи с зарубежными потребителями продукции.

Зоны товарного производства овощей следует формировать на основе максимального учета природных факторов. Необхо­димо, чтобы температурные и почвенные условия в наиболь­шей степени были адекватными выращиванию соответствую­щих овощных культур, что позволит полнее использовать адаптивные факторы интенсификации производства, сокра­щать затраты топлива, удобрений, электричества и других ре­сурсов.

Наряду с естественными природными условиями важно учитывать сложившиеся производственно-экономические фак­торы:

  • обеспеченность транспортом
  • рабочей силой
  • хранилища­ми и другими составными частями производства

Зоны товарного производства овощей целесообразно макси­мально приблизить к местам потребления, транспортным узлам, шоссейным или железным дорогам. Основными потребителями товарных овощей являются крупные города и промышленные центры, предприятия переработки, а также крестьянские и оп­товые рынки.

Внутри товарных зон определяется специализация товаро­производителей на производстве определенных видов овощей. Желательно специализировать хозяйства на одной-двух овощ­ных культурах, так как товарное производство требует высоко­го уровня организации и управления, характеризуется повы­шенной фондо- и энергоемкостью.

Как и в других отраслях АПК, в овощепродуктовом подкомп­лексе рыночные преобразования форм собственности и хозяй­ствования осуществляются на двух уровнях:

  • интеграция между самостоятельными субъектами хозяй­ствования
  • совершенствование производственно-экономических отно­шений внутри субъектов хозяйствования

Реформирование на межхозяйственном и внутрихозяйст­венном уровнях направлено прежде всего на разгосударств­ление хозяйственных систем с целью лучшей адаптации их к рыночным условиям и повышения на этой основе эффективнос­ти функционирования. Методы приватизации могут быть раз­ными. Например, теплицы или перерабатывающие цехи ово­щеводческих хозяйств могут быть приватизированы методом безвозмездной (с возложением на коллектив выполнения опре­деленных функций) покупки либо за небольшую цену, в том числе и на аукционе, либо покупки с выплатой в рассрочку, пе­редачи в аренду с правом выкупа и т.д. Субъектами приватиза­ции, или покупателями, приобретающими государственную собственность, могут быть граждане Беларуси, юридические лица, иностранные граждане и компании. Проведение прива­тизации регламентируется соответствующими законодатель­ными актами.

При совершенствовании внутрихозяйственных отношений важно выбрать такую форму хозяйствования, которая позволит сохранить крупное товарное производство.

Центрами интеграции в овощном подкомплексе могут быть овощеконсервные заводы, плодоовощные комбинаты, крупные магазины, специализирующиеся на торговле плодоовощной продукцией, организации общественного питания, различные предприятия по производству детского питания и средств фар­мацевтического назначения. Названные и другие субъекты хо­зяйствования, осуществившие реформирование в сторону раз­государствления или полной приватизации, могут выступать в качестве головных предприятий и организаций различных формирований (объединения, фирмы, ассоциации, акционер­ные общества, концерны и др.). В сырьевые зоны этих формиро­ваний включаются специализированные хозяйства, а также неспециализированные на производстве плодов и овощей госхо­зы и сельхозкооперативы, фермерские и крестьянские хозяй­ства, садоводческие товарищества. В инфраструктуру формиро­ваний по обслуживанию процессов производства и сбыта продук­ции могут входить транспортные предприятия, заготовитель­ные и финансовые организации, вычислительные центры и др.

На основе развития интеграции, различных форм производ­ственно-экономического сотрудничества между овощеводчес­кими хозяйствами, организациями сферы производства, пере­работки и реализации овощей могут образовываться различные формирования по производству плодоовощной продукции, ба­зирующиеся на различных формах собственности: ассоциации, концерны, производственно-коммерческие фирмы, акционер­ные общества, арендные предприятия, кооперативы, малые предприятия и т.п. Необходимо создавать экономические, орга­низационные и правовые условия для эффективного функцио­нирования и развития названных форм хозяйствования, так как их многообразие, рациональное сочетание крупного специ­ализированного и мелкотоварного производства являются важ­ным фактором осуществления рыночных преобразований в от­расли.

Необходимым условием формирования рыночных отноше­ний в овощепродуктовом подкомплексе выступает создание сис­темы гарантированного сбыта овощей. Сбыт соединяет про­цессы производства и реализации товарной продукции, обес­печивая их возобновление и непрерывность, чем и определяет­ся его место в создании стабильного рынка.

В условиях рынка функция управления сбытом, имеющая в настоящее время подчиненное положение относительно функ­ции управления организацией производства, постепенно пре­вращается в ведущую функцию, которая определяет направле­ния и характер всей предпринимательской деятельности.

В отличие от других видов для рынка овощей наиболее важ­но установить эффективную связь по единой цепочке «производ­ство — заготовки — хранение — реализация продукции». Поэ­тому для его становления и стабильного функционирования следует заботиться не только о развитии организационных форм хозяйствования в сфере производства, но и о создании сбытовых организаций с различными формами собственности.

С целью совершенствования системы сбыта овощной про­дукции необходимо развивать рыночную инфраструктуру пу­тем создания торгово-сбытовых кооперативов, оптовых рын­ков, центров, ярмарок, аукционов и других коммерческих формирований.

Каждое хозяйство может определить наиболее приемлемый в конкретных условиях путь сбыта произведенной плодоовощ­ной продукции. Однако во всех случаях практика показывает, что наиболее предпочтительной как для производителей, так и для потребителей является реализация овощей по прямым свя­зям, в частности по схеме «поле—магазин». При этом сохраня­ется качество реализуемой продукции, сокращаются потери при транспортировке, создаются условия для более ритмичного поступления овощей потребителям.

Основной формой регламентации взаимоотношений между партнерами но производству и сбыту плодоовощной продукции должны быть контракты или договоры. В контрактах преду­сматриваются все основные условия производства овощей: пло­щади посева, объемы, сорта, качество, сроки поставки, цены и др. Контракты гарантируют производителю выгодный сбыт вы­ращенных овощей, а перерабатывающему или торговому пред­приятию — получение их в нужных количествах, соответству­ющего качества и в намеченные сроки.

Необходимым условием становления рынка овощей являет­ся маркетинг. Он охватывает весь процесс движения продук­ции с поля к потребителю.

Маркетинговая деятельность в овощеводстве предусматри­вает комплексное исследование рынка, определение его емкос­ти, изучение состояния и динамики потребительского спроса на овощную продукцию, широкое использование рекламы для улучшения сбыта продукции, определение оптимального то­варного ассортимента овощной продукции для удовлетворения спроса и эффективного ведения производственно-коммерчес­кой деятельности, прогнозирование и формирование цен, пра­вильный выбор каналов сбыта овощной продукции.

Формирование рыночных отношений в экономике предпо­лагает постепенное изменение роли государства в управлении. Государственное управление трансформируется в государствен­ное регулирование экономических отношений путем выработ­ки соответствующей бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и ценовой политики. Государственные органы должны отхо­дить от непосредственного оперативного управления производ­ством и сбытом продукции. Вместе с тем управлять этими про­цессами необходимо. В этой связи целесообразно сформировать органы хозяйственного (производственного) управления. В сов­ременных условиях такие органы должны быть рыночного ти­па и обеспечивать управление хозяйственной системой на всех уровнях на основе кооперации и самоуправления.

Comments are closed .