Понятия и виды государственного долга

Государство в процессе функционирования для удовлетворения многообразных потребностей общества, помимо сбора налогов и обязательных платежей, очень часто привлекает к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов и частных лиц. Главным способом их получения является государственный кредит. При получении государственного кредита государство выступает в роли заемщика, а предприятия, организации и население — кредиторов. Как один из видов кредита государственный кредит предоставляется на принципах возвратности, платности и срочности. Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы, которые не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а, как правило, направляются на покрытие бюджетного дефицита. Этим фактором государственный кредит и отличается от банковского кредита, участвующего в обеспечении непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Источником погашения государственного кредита и выплаты процентов по нему выступают средства бюджета.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. В узком смысле слова, под государственным долгом понимают сумму задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты.

Следует отметить, что в экономической литературе достаточно подробно рассмотрены вопросы классификации государственного долга. Вместе с тем единого подхода в определении видов государственного долга не существует.

С точки зрения функционирования государственного долга Мишина М.Н.52 выделяет капитальный и текущий. «Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпушенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены, и текущий, который составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил».

В свою очередь Вавилов Ю.Я.53 расширяет рамки этой классификации и выделяет, кроме капитального и текущего долга, основной государственный долг. По его мнению, он представляет собой номинальную стоимость долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.

По экономической сущности государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст. 97 БК РФ «Государственный долг Российской Федерации»),

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по видам долговых обязательств.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств:

  1. по кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
  2. по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
  3. по бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  4. по государственным гарантиям Российской Федерации;
  5. по иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно). (Статья 98. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации.)

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает разделение государственного долга на внутренний и внешний. Внутренний долг включает в себя обязательства Правительства Российской Федерации в российских рублях, а внешний — обязательства в иностранной валюте.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

  1. номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  2. объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  3. объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
  4. объем обязательств по государственным гарантиям выраженным в валюте Российской Федерации;
  5. объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

  1. номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  2. объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
  3. объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте. (Статья 98. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации.)

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации. (Статья 101. Управление государственным и муниципальным долгом.)

Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. (Статья 101. Управление государственным и муниципальным долгом.)

Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования

(местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования. (Статья 101. Управление государственным и муниципальным долгом.)

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований Российской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.

Государственные внутренние заимствования Российской Федерации, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, предусматривающих в зависимости от условий их выпуска получение при погашении иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента, подлежат отражению в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации.

Предельные объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации по номинальной стоимости устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с верхним пределом государственного долга Российской Федерации, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Процедура эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Под обслуживанием государственного долга понимаются операции по выплате доходов по государственным долговым обязательствам в виде процентов по ним, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Выполнение Центральным банком Российской Федерации, кредитной организацией или другой специализированной финансовой организацией функций генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации по обслуживанию долговых обязательств Российской Федерации, а также их размещению, выкупу, обмену и погашению осуществляется на основе агентских соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет функции генерального агента, указанные в предыдущем абзаце, безвозмездно.

Учет и формирование долговых обязательств вносят в Государственную долговую книгу Российской Федерации. Ведение долговой книги Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации.

В Государственную долговую книгу Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

Объем информации и порядок ее внесения в Государственную долговую книгу Российской Федерации определяются Министерством финансов Российской Федерации. (Статья 121. Бюджетный кодекс.)

В заключение можно сказать следующее: наличие государственного долга — это явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. Наоборот, в современном мире нет ни одного государства, которое в своей истории не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Однако источники государственного долга могут быть различными: с одной стороны, растущий государственный долг может быть связан с осуществлением крупных финансовых вложений в развитие экономики, т.е. с государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства путем финансирования за счет государственных займов, а с другой стороны, значительная государственная задолженность очень часто является отражением общего кризиса и развала экономики, неэффективности финансово-кредитных связей в результате неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране (как показывает практика, это особенно актуально для развивающихся государств и стран с переходной экономикой, правительства которых не в состоянии, в силу тех или иных причин, проводить эффективную экономическую политику).


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)

Comments are closed .

Х