Рубрика: Разное

Планируешь карьеру в иностранной компании?

Работа в офисе

Имейте в виду: неписаные правила и обычаи чужой культурной среды отличаются от того, к чему ты привыкла. С коллегами придется искать общий язык, даже если они говорят по-японски, а ты на родном суахили.

Роман «Страх и трепет» Амели Нотомб — описание скорбных будней юной бельгийки в корпорации с ярко выраженным «национальным» характером. К счастью, жизнь не всегда так жестока. Тем не менее работа в международной фирме бок о бок с иностранцами — это ежедневное взаимодействие с людьми других культур и традиций. Стиль управления компанией, правила поведения и хорошего тона во многом зависят от страны, где она была основана. Что нужно знать молодому сотруднику, который не хочет показаться неотесанной особой из дикой страны? Внимательно смотрим, кто «заправляет» в организации, и действуем по их правилам.

АМЕРИКАНЦЫ

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ

Работай лучше. Будь проще. Be a nice guy.

ВАЖНЫЕ ПУНКТЫ

Старание. На первом месте для шефа — ориентация на результат. От твоей эффективности и вклада в общее дело зависит карьерный рост.

Лояльность к марке. Корпоративный дух — это святое. Им пропитано все: в коридорах стоят автоматы с напитками бренда, сотрудники пользуются только продукцией фирмы. Возможно, придется поменять привычки.

Индивидуализм. Проявляй себя, не скрывай своих амбиций, выдвигай идеи, не стесняйся открыто обсуждать денежные вопросы.

Регламент. Твои обязанности будут обозначены максимально четко, рабочее время — тщательно расписано, и за все придется отчитываться. В каком-то смысле это неплохо: каждый знает свое дело.

Дружелюбие. Позитивную маску американцы не снимают никогда. Эталон сотрудника для них — эдакий nice guy, приятный во всех отношениях персонаж, который выдает на-гора стахановские объемы, иногда рассылает по корпоративной почте шутки и не лезет в личную жизнь коллег.

Сдержанность. Комплименты от коллег — мужчин женщине не светят. Не паникуйте: это не потому, что от усердной работы ты враз подурнела, просто они не хотят, чтобы их обвинили в пресловутой дискриминации. Исключение составляют директора из старой гвардии. Они еще не забыли, что девушка на каблуках и в юбке-карандаше прекрасна, о чем ей можно ненавязчиво сказать.

«Эти ребята всегда тебе улыбаются. Даже если ты всех утомил глупыми вопросами, американец будет терпеливо пытаться тебе помочь. Правда, потом ты вряд ли увидишь его: он станет тебя избегать. Но если вы все-таки случайно встретитесь снова, он… правильно, снова будет тебе улыбаться. Я никогда не видел, чтобы американцы злились на кого-то из-за работы или ругали за ошибки. Они просто подбивают общую статистику, делают выводы о работе каждого и принимают меры. Безжалостно».
Алексей

ЕВРОПЕЙЦЫ

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ

Храни порядок, и он сохранит тебя.

ВАЖНЫЕ ПУНКТЫ

Бумаги. Немецкие и австрийские компании потребуют от кандидата на должность грамотно составленные документы: резюме, сопроводительное письмо, диплом, сертификат, рекомендации.

Режим. Трудиться принято сосредоточенно и в отведенное для этого время. Работа обычно начинается рано утром и заканчивается ровно через 8 часов. Начальник или коллега не станет загружать тебя сторонними задачами, в ответ от тебя ждут серьезности и собранности. Это и есть европейская деловитость.

Дресс-код. В работе с немцами главное — сдержанность, наряд не должен быть слишком ярким, а каблук — слишком высоким. У итальянцев прекрасный вкус: принято, чтобы костюм хорошо сидел и был элегантным. Цвета — только благородные.

Размеренность. Мгновенных карьерных взлетов в европейских компаниях не бывает, на рост потребуется время. Помни, дипломы европейцы защищают гораздо позже нас, в 30 жизнь только начинается, и для них почти немыслимо, что в 27 человек может руководить отделом или компанией. Большое значение имеет не только опыт, но и образование: знания, подтвержденные сертификатами, здесь очень важны. Для новых сотрудников проводят тренинги, так что будь готова учиться.

Взаимное уважение. Субординация строится на четких правилах, а не на внушении «маленькому» трепета перед «большим». Не стесняйся проявлять инициативу, от тебя ее ждут. Предполагается, что и со средней руки проблемами ты справишься самостоятельно, не беспокоя руководство попусту.

Командный Дух. Умей прислушиваться к своим коллегам и помогать им. Плюс здесь в том, что совместная работа избавляет от ненужных согласований и проволочек. Оценивать итоги будут тоже по командным результатам, но не думай, что это позволит «прокатиться» за счет соседа: индивидуальный вклад всегда отмечается и поощряется бонусами.

Дистанция. Она особенно важна, если речь идет о работе в окружении консервативных и сдержанных немцев и австрийцев. Во французских, итальянских и скандинавских компаниях начальник не отдаляет себя от подчиненных, дружелюбие и общительность ценятся, однако тесные связи завязать не так легко. И французы, и немцы с радостью будут пить с тобой чай на работе, но вряд ли вы станете настоящими друзьями.

«Важно сразу себя поставить: этим можно заслужить уважение. Девушка из моей лаборатории однажды сказала: «У них уже есть друзья, все есть, зачем им нужно тебя узнавать?» В этом есть правда.
Анна

«Со шведами работать классно: простые в общении, с самым большим боссом можно запросто поболтать. Могут сидеть, положив ноги на стол. Работать предпочитают с 7-8 утра, а в 5-6 уже уходят».
Екатерина

АЗИАТЫ

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ

Будь предан. Вызывай доверие.

Скрывай чувства.

ВАЖНЫЕ ПУНКТЫ

Дисциплина. Иерархия, подотчетность, контроль — главные киты корпоративной культуры.

Пунктуальность. Ты можешь застрять в пробке или опоздать на самолет, твой поезд сошел с рельсов — все что угодно, но будь вовремя. Это значит — на 10-15 минут раньше, чтобы успеть обсудить с коллегами свежие новости за утренним кофе. Опоздания не прощаются.

Присутствие. Для азиатов работать — означает проводить время за рабочим столом. Не делай слишком частых перерывов и ни в коем случае не уходи с работы раньше времени. Это непременно заметят и запомнят, а из подобных мелочей складывается репутация. Субординация. Старший по возрасту всегда прав. А поскольку генеральный директор в компании, как правило, старше всех, то он тоже всегда прав. Никаких элементов европейско-американской демократии.

Доверие. Главное в общении с коллегами и партнерами — построить хорошие отношения. Человеческое доверие здесь играет большую роль, чем формальный профессионализм. Секрет общения кроется в том, чтобы собеседник услышал то, что ему нужно услышать.

Ритуалы. Хороший тон — скрывать истинные чувства и мысли и держать лицо. Лучше всего это удается японцам: они всю жизнь учатся понимать друг друга без слов, а потому выражать свое мнение вслух им необязательно. Общение с азиатами — это всегда церемония. Приветствовать собеседника принято поклоном 45°, протянутую визитку следует брать двумя руками и обращаться с ней крайне почтительно. Карточки раскладываются па столе в порядке старшинства: выше всех кладется принадлежащая главному боссу, далее по убывающей. Неудобные вопросы, в частности финансовые, озвучивать не принято.

Дресс-код. Если твой начальник ниже тебя ростом, не носи высокие каблуки.

Коллективизм. Групповые интересы важнее личных. Ценятся сотрудники, способные жертвовать личным удобством ради достижения целей компании. Готова выполнять невыполнимое, совершать подвиги и работать сверхурочно — бонусы не заставят себя ждать.

Культ еды. Считается, что совместные возлияния и прием нищи сближают людей. Будь готова к частым трапезам с начальником и коллегами.

«По-моему, главное в работе с корейцами — это либо суметь понять их логику, либо просто к ней привыкнуть и плыть по течению».
Ксения

УСПЕШНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ (Роман Колпаков, руководитель отдела международных связей Korea Trade and Promotion Agency):

Заготовь достаточно подробный и грамотный рассказ на английском языке о твоем опыте работы. Рассказывай до тех пор, пока HR — менеджер или директор не остановят тебя.

Подготовь такую же речь об увлечениях и хобби: так рекрутеры проверяют твои soft-skills, гибкие навыки, которые подчас оказываются не менее важны, чем профессиональные умения.

Будь готова к неожиданным вопросам, например: «Как вы видите всю свою жизнь?» Не поняла, о чем речь? Не подавай виду и отвечай. Собеседник сам тебя остановит и пояснит, что он имел в виду. Это лучше, чем постоянные «Excuse me?», «Pardon?»

Почувствуй настроение собеседника. Каверзные вопросы кадровик задает тебе с улыбкой? Отвечай с юмором. Но если тебя всерьез спрашивают, готова ли ты до конца жизни работать в этой компании, то отвечай в том же тоне, что, конечно, готова. Какие уж тут шутки.

Comments are closed .