Конспект экономиста:)

Меню

Особенности институциональной структуры рынка ценных бумаг

нет комментариев

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) — это часть финансового рынка, на котором обращаются специфические финансовые документы — ценные бумаги, а также их производные, удостоверяющие имущественные права и возможность осуществления и передачу этих прав.

Классификацию участников рынка ценных бумаг можно проводить с разных точек зрения. Наиболее известной является следующая группировка:

  • эмитенты (поставляют на рынок ценных бумаг свои финансовые инструменты);
  • инвесторы (приобретают финансовые инструменты, поставляя на рынок капитал);
  • посредники (брокеры, дилеры и управляющие — помогают эмитентам и инвесторам обмениваться финансовыми инструментами и капиталом);
  • инфраструктура (регистраторы, депозитарии, фондовые биржи, клиринговые организации — принимают на себя определенные виды рисков участников рынка);
  • регулирующие органы (государство и саморегулируемые органы).

В настоящей статье предлагается рассмотреть деятельность отдельных участников рынка ценных бумаг, а именно: эмитента, инвестора, профессиональных участников рынка ценных бумаг: фондовой биржи, брокера, дилера, доверительного управляющего, клиринговой компании, депозитария, регистратора.

Согласно Федеральному закону от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее Закон «О рынке ценных бумаг») эмитент — это юридическое лицо или органы исполнительной власти, либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Эмитентов ценных бумаг можно разделить на две большие группы:

  • государство (федеральное правительство, органы власти субъектов РФ, муниципальные органы власти);
  • корпорации (производственные сферы) и финансово-кредитные сферы.

Государство осуществляет эмиссию в основном только долговых ценных бумаг (облигаций, казначейских векселей). Порядок определения эмитента государственных и муниципальных облигаций предусмотрен Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-ФЭ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Корпорации могут быть эмитентами таких ценных бумаг, как акции, облигации, опционы эмитента. В частности, эмитентами акций могут выступать только акционерные общества, уже при своем учреждении они размещают акции и обязаны их зарегистрировать. Гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрен прямой запрет на выпуск акций другими юридическими лицами.

Эмитентами облигаций могут быть юридические лица (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и при определенных условиях некоммерческие организации ), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Необходимо отметить, что в России отсутствует четкая статистика в отношении эмитентов ценных бумаг.

В данной статье приведена цифровая информация из аналитического материала «Обзор Российского фондового рынка за 2007 г.», подготовленного Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР) при участии Московской школы управления СКОЛКОВО. Соответственно приведены данные в отношении эмитентов, чьи ценные бумаги торгуются на организованных рынках.

Так, по оценкам НАУФОР на начало 2008 г., двумя основными фондовыми биржами Российской Федерации — Московской межбанковской валютной биржи (далее ММВБ) и Российской торговой системы (далее РТС) — обслуживались акции и облигации более 300 эмитентов. При этом акции более 70 компаний-эмитентов обращаются в форме депозитарных расписок на иностранных биржах. Характерной особенностью российского фондового рынка является высокая доля государства в общей структуре собственности. Шесть из десяти наиболее капитализированных компаний (ОАО «Газпром», ОАО «Сбербанк России», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Мобильные ТелеСистемы», ОАО «Газпром нефть»), составляющие более 50,0 % общей капитализации российского фондового рынка, находятся прямо или косвенно под контролем государства. Доля государства в общей капитализации российского фондового рынка составляла на начало 2006 и 2007 гг. 29,6 и 35,1 % соответственно.

В целом количество эмитентов на организованном рынке постоянно растет. Так, например, только на ФБ ММВБ общее количество эмитентов, ценные бумаги которых обращаются на бирже, возросло за 2007 г. на 24,3 %.

Инвестор — субъект, осуществляющий вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций в ценные бумаги в целях получения положительного экономического результата (прибыли).

Инвесторов как участников рынка ценных бумаг можно разделить на институциональных и индивидуальных. К институциональным инвесторам относятся: инвестиционные компании, коммерческие банки, страховые компании, коллективные инвесторы (паевые инвестиционные фонды, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, кредитные союзы и прочие формы коллективных инвесторов).

В роли индивидуальных инвесторов могут выступать физические и юридические лица, иные организации, государство, муниципальные образования. Правовое положение инвесторов, а также порядок осуществления инвестиционной деятельности, в том числе инвестирования в ценные бумаги, определяются Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами.

Необходимо отметить, что официальные систематизированные данные о составе и количественных характеристиках инвесторской базы российского рынка ценных бумаг отсутствуют.

Так, например, если ФБ ММВБ начиная с 2005 г. на регулярной основе раскрывает информацию о количестве и структуре клиентов — участников торгов, то РТС количественные показатели своей клиентской базы не раскрывает. Вместе с тем, по данным НАУФОР на начало 2008 г., инфраструктура только ММВБ включала более 400,0 тыс. инвесторов.

Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. № 334-ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон «О рынке ценных бумаг» введено понятие квалифицированного инвестора (ст. 51.2). Целесообразность введения в Российской Федерации института квалифицированного инвестора как одного из способов повышения эффективности функционирования рынков капитала, определена в Стратегии развития финансового рынка на 2006-2008 гг., разработанной ФСФР России и утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2006 г. № 793-р.

В соответствии с международной практикой квалифицированным инвестором признается лицо, опыт и квалификация которого позволяют ему адекватно оценивать риски, связанные с инвестициями в те или иные фондовые инструменты, и самостоятельно осуществлять операции с ценными бумагами на основе таких оценок. Подход, при котором реализуется разделение инвесторов по признаку их квалификации, давно используется на развитых рынках в США и ЕС и служит удобным механизмом для установления оптимального баланса между необходимостью зашиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг, с одной стороны, и снижением излишней регуляторной нагрузки на эмитентов ценных бумаг, с другой.

Из положений ст. 51.2 Закона «О рынке ценных бумаг» следует, что в Российской Федерации квалифицированными инвесторами признаются, прежде всего, организации, имеющие лицензии профессиональных участников на рынке ценных бумаг, а именно: брокерские, дилерские и управляющие компании, кредитные и страховые организации, акционерные инвестиционные фонды и негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, Банк России, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк), Агентство по страхованию вкладов, международные финансовые организации, в том числе Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский центральный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития.

Этот перечень не является закрытым: во-первых, иные лица могут быть отнесены к квалифицированным инвесторам другими федеральными законами; во-вторых, лица могут быть признаны квалифицированными инвесторами, если они отвечают требованиям, установленным Законом «О рынке ценных бумаг», и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами ФСФР России.

Главой 2 Закона «О рынке ценных бумаг» определено семь видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

  • брокерская деятельность;
  • дилерская деятельность;
  • деятельность по управлению ценными бумагами;
  • деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
  • депозитарная деятельность;
  • деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг);
  • деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг.

Согласно вышеназванному закону все перечисленные виды профессиональной деятельности осуществляются на основании специального разрешения — лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг — ФСФР России.

В настоящее время рассматривается возможность отказа от лицензирования всех профучастников, поскольку этот механизм, по мнению ФСФР России, в условиях финансового кризиса, оказался неэффективным. Так, например, решение об отзыве лицензии принимается тогда, когда нарушения совершены и инвесторы

уже пострадали. Взамен ФСФР России намерена получить более широкие полномочия по надзору за участниками финансового рынка, в части контроля за манипулированием ценами, раскрытия информации о конечных бенефициарах, которые, как и менеджмент, должны нести ответственность в случае нарушения прав и законных интересов инвесторов. Однако отмена механизма лицензирования неизменно приведет к необходимости в разработке новой системы учета и наказания для профучастников, нарушивших законодательство.

Обобщенные, систематизированные и подробные данные о профессиональных участниках российского рынка ценных бумаг официально не публикуются.

Вместе с тем, по оценкам НАУФОР на конец 2006 г., общее число профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих различные виды деятельности на основании соответствующих лицензий ФСФР, составляло 1711 организаций, из них около 40 % являются кредитными организациями.

Брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом. Таким образом, брокерская деятельность может осуществляться на основании договора как поручения, так и комиссии.

Основной доход брокер получает за счет комиссионных, взимаемых от суммы сделки. Поэтому его задача состоит в привлечении клиентов, среди которых были бы как поставщики ценных бумаг, так и их покупатели — владельцы временно свободных денежных средств. По данным ФСФР России, на начало 2008 г. было выдано более 1445 лицензий на осуществление брокерской деятельности.

Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. Профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим дилерскую деятельность (дилером), может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также государственная корпорация, если для такой корпорации возможность осуществления дилерской деятельности установлена федеральным законом, на основании которого она создана.

В отличие от брокера, доход дилера состоит из разницы цен продажи и покупки ценных бумаг. Поэтому дилер должен постоянно контролировать и учитывать меняющуюся конъюнктуру рынка. Обычно дилер специализируется на определенных видах ценных бумаг, но крупные организации могут обслуживать рынок ценных бумаг в целом.

На начало 2008 г. в ФСФР России выдано более 1422 лицензий на осуществление дилерской деятельности.

Под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц: ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами. Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим. Примерами работы в качестве коллективных доверительных управляющих могут служить управляющие компании (при управлении паевыми фондами) и банки (при управлении общими фондами банковского управления). В случае же с индивидуальным доверительным управлением — это банки, инвестиционные и управляющие компании, предоставляющие подобные услуги.

По данным ФСФР России, на начало 2008 г. выдано более 1169 лицензий на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами.

Регистраторами (держателями реестра) на рынке ценных бумаг обычно называют организации, которые по договору с эмитентом ведут реестр. Реестром владельцев ценных бумаг называется список владельцев именных ценных бумаг, составленный на определенную дату, позволяющий идентифицировать этих владельцев, а также количество и категорию принадлежащих им ценных бумаг. Держатели реестра одновременно могут обслуживать несколько эмитентов.

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Следует иметь в виду, что не каждый регистратор является профессиональным участником рынка ценных бумаг, например, деятельность по ведению реестра может осуществлять акционерное общество, эмитирующее акции и ведущее учет своих акционеров. Но это становится невозможным, как только число акционеров превышает 50, и, как следствие, акционерное общество будет вынуждено передать ведение реестра независимому регистратору, являющемуся профучастником рынка ценных бумаг.

По состоянию на начало 2008 г. в Российской Федерации функционировало более 60 регистраторов, крупнейшими из которых по количеству обслуживаемых компаний являются «Регистратор Р.О.С.Т.», «Реестр» и Центральный московский депозитарий.

Основная обязанность регистратора состоит в том, чтобы вовремя и без ошибок предоставить реестр эмитенту, чтобы последний мог исполнить свои обязательства перед владельцем выпушенных им ценных бумаг. Так, например, в соответствии с реестром организации эмитенты переводят дивиденды акционерам, рассылают инвесторам информационные сообщения или приглашения на собрание акционеров. Кроме того, реестр может понадобиться руководству эмитента для того, чтобы контролировать состав владельцев, отслеживать попытки массовой скупки акций и иные недружественные действия.

Другой обязанностью регистратора является ведение лицевых счетов владельцев ценных бумаг и номинальных держателей счетов, которые при бездокументарном выпуске удостоверяют право собственности на ценные бумаги. Таким образом, в деятельности регистратора, как правило, совмещаются две основные обязанности — составление реестров для эмитента и учет прав собственности инвесторов на ценные бумаги.

Следующим профессиональным участником фондового рынка является депозитарий. Депозитариями называются организации, которые оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету прав собственности на ценные бумаги, т.е. депозитарий ведет счета, на которых учитываются ценные бумаги, переданные ему клиентами на хранение, а также непосредственно хранит сертификаты этих ценных бумаг. Счета, предназначенные для учета ценных бумаг, называются «счетами депо». Депозитарием может быть

только коммерческая организация, а отношения между частным инвестором и депозитарием закрепляются так называемым депозитарным договором (договором о счете депо).

Появление депозитариев и, как следствие этого, обезналичивание оборота ценных бумаг постепенно привело к тому, что ценная бумага в виде бумажного документа используется все реже и реже. Роль документа (сертификата) играет запись на счете депо, а депозитарием фиксируется переход права собственности на ценные бумаги от одного владельца к другому.

Поскольку счета депо клиентов находятся в депозитарии, то на базе этих счетов при определенной технологии их ведения не составляет особого труда подготовить для эмитента реестр. Именно это привело во многих странах к отмиранию регистраторов как таковых. Их функции перенимаются депозитарной системой, которая делает то же самое быстрее, дешевле и эффективнее. В целом депозитарии и регистраторов объединяет одна общая обязанность — учет прав собственности на ценные бумаги.

По состоянию на начало 2008 г. инфраструктура фондового рынка Российской Федерации включала более 794 компании, имевших лицензию на осуществление депозитарной деятельности, из них 5 депозитариев расчетные.

Крупнейшим звеном расчетной инфраструктуры отечественного рынка ценных бумаг является Некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный центр», входящее в группу компаний ММВБ. По состоянию на середину 2007 г. его доля по стоимости активов среди 5 расчетных депозитариев Российской Федерации составляла 58,0 %». Ближайшим конкурентом Национального депозитарного центра является Депозитарно-клиринговая компания, входящая в группу компаний РТС.

Совершение сделок с ценными бумагами сопровождается не только их передачей от одного владельца к другому или переучетом прав собственности на них у реестродержателей или в депозитариях, но и противоположно направленной передачей денег за эти ценные бумаги от их покупателей к продавцу. На рынке ценных бумаг, организованном в форме биржевой торговли или на основе компьютерных систем торговли, число сделок и участников торговли очень велико, что объективно привело к выделению деятельности по расчетам с ценными бумагами в специфическую сферу с образованием присущих ей специализирующихся на указанных расчетах расчетно-клиринговых организаций.

В Законе «О рынке ценных бумаг» определено, что клиринговая деятельность — это деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним. Организации, осуществляющие клиринг по ценным бумагам, в связи с расчетами по операциям с ценными бумагами принимают к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств бухгалтерские документы на основании их договоров с участниками рынка ценных бумаг, для которых производятся расчеты. Клиринговая деятельность позволяет отследить правильность и чистоту сделок.

На практике расчетно-клиринговые организации могут иметь наименования: Расчетная или Клиринговая палата, Клиринговый центр и т.п. Например, в РТС клирингом занимается Депозитарноклиринговая компания, а на ММВБ — Расчетная палата ММВБ. На начало 2008 г. в Российской Федерации функционировало более 12 клиринговых организаций.

Расчетно-клиринговая организация обычно существует в тех же юридических формах, что и коммерческие банки, но чаще — в форме акционерного общества закрытого типа. Основной доход от клиринговой деятельности складывается из платы за регистрацию сделок, доходов от продажи информации, обращения денежных средств, находящихся в распоряжении организации, продажи своих технологий расчетов, программного обеспечения, других доходов.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг. Организаторы торговли предоставляют услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок. Они обязаны раскрывать любому заинтересованному лицу информацию о правилах допуска участника рынка ценных бумаг к торгам, заключения и сверки сделок, регистрации и исполнения сделок, правилах ограничивающих манипулирование ценами, расписании предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг, списке ценных бумаг, допущенных к торгам.

О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация: дата и время заключения сделки, наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки, и их государственный регистрационный номер, цена одной ценной бумаги, количество ценных бумаг.

Вместе с тем организатор торговли обязан обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну. В частности, обязан принимать и соблюдать меры по обеспечению надежности раскрываемой информации, которые должны предусматривать использование паролей и других средств, ограничивающих доступ к системам, поэтому должно быть четкое определение времени, места расположения и характера доступа к этим системам, также должна осуществляться процедура надзора для разумного обеспечения честности служащих, ответственных за сбор, проверку, раскрытие и распространение информации.

Организатором торгов на рынке ценных бумаг является фондовая биржа. По данным ФСФР России, на начало 2008 г. в России существовало 9 организаций, имеющих лицензии организаторов торговли или фондовых бирж, крупнейшими из которых являются ММВБ и РТС. Данные фондовые биржи входят в ведущие инфраструктурные центры российского рынка ценных бумаг — группы ММВБ и РТС.

Существуют отличия в торговых системах РТС и ММВБ. К примеру, расчеты на ММВБ происходят только в рублях, в то время как на РТС — преимущественно в иностранной валюте, что в некоторых случаях позволяет не терять на курсовой разнице.

ЗАО «Фондовая биржа ММВБ» является крупнейшей биржей не только в России, но и в Восточной и Центральной Европе. ММВБ — фондовая площадка, обслуживающая 98,0 % совокупного оборота акций всех российских фондовых площадок и более 70,0 % глобального биржевого оборота российских ценных бумаг (включая GDR и ADR»). На бирже ежедневно идут торги по ценным бумагам 760 российских эмитентов, в том числе по акциям 210 российских эмитентов.

Виды депозитарных расписок: американские депозитарные расписки (ADR), глобальные депозитарные расписки (GDR).

В состав участников торгов Фондовой биржи ММВБ входят свыше 600 организаций — профучастников, клиентами которых являются более 400,0 тыс. инвесторов.

ОАО «Фондовая биржа РТС» — первая электронная торговая площадка в России.

Как электронная торговая система РТС появилась в 1995 г. в целях объединения разрозненных региональных рынков в единый организованный рынок ценных бумаг. Уже к 1999 г. РТС стала одной из крупнейших фондовых бирж в России.

Большинство профессиональных участников рынка ценных бумаг имеют лицензии на осуществление нескольких видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Так, например, по данным ФСФР России, по состоянию на начало 2008 г. количество профессиональных участников, имевших одновременно лицензии на осуществление брокерской, дилерской деятельности, а также деятельности по управлению ценными бумагами составляло более 1691.

В этой связи хотелось обратить внимание на возможность совмещения данных видов деятельности. Законодательством Российской Федерации в сфере финансовых рынков установлены специальные правила осуществления профессиональной деятельности при совмещении различных ее видов. Так, согласно ст. 10 Закона «О рынке ценных бумаг», осуществление деятельности по ведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональной деятельности. Одновременно данной статьей установлено, что ограничения на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ФСФР России).

Пунктом 1.4 Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 6 марта 2007 г. № 07-21/пз-н, определено, что допускается совмещение (в рамках одной организации) следующих видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

  • брокерская, дилерская, управление ценными бумагами и депозитарная деятельность;
  • клиринговая и депозитарная;
  • организация торговли на рынке ценных бумаг и клиринговая.

В целях минимизации рисков, связанных с совмещением видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в частности предотвращения конфликта интересов, который может возникать у профучастников в процессе обслуживания организованных рынков ценных бумаг, постановлением ФКЦБ РФ от 20 января 1998 г. № 16-П и Положением Банка России от 22 января 1998 г. №16-П было утверждено Положение об особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами с операциями по централизованному клирингу, депозитарному и расчетному обслуживанию.

В случае невыполнения данного Положения к профучастнику — нарушителю применяются санкции в виде лишения лицензии на право осуществления всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также другие меры, предусмотренные Законом «О рынке ценных бумаг» и нормативными актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Важным фактором повышения конкурентоспособности российского финансового рынка является создание его позитивного имиджа в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Построение системы информации о российском финансовом рынке позволит создать объективную картину реальных возможностей, которые предоставляет инвесторам и эмитентам российский финансовый рынок.

Эффективным инструментом системы информирования как отечественных, так и зарубежных граждан, частных и институциональных инвесторов и привлекающих капитал на финансовых рынках компаний мог бы стать информационный вневедомственный Интернет-портал, посвященный вопросам развития российского финансового рынка. В 2009 г. планируется завершить работу по созданию такого портала.

На данном портале будут размешаться статистические данные, характеризующие развитие различных сегментов российского финансового рынка, место России среди мировых финансовых центров, планируемые изменения в режиме регулирования и их обсуждение, примеры гармонизации российского законодательства в области рынка ценных бумаг с международными правовыми нормами и стандартами. Здесь необходимо концентрировать информацию об успешных сделках на финансовом рынке, о предотвращении недобросовестных действий его участников, о деятельности инфраструктурных институтов, бирж. Отдельный раздел портала будет посвящен информированию граждан России о возможностях инвестирования на российском рынке. Там должны быть представлены образовательные материалы, информация о рисках, связанных с процессом инвестирования, предупреждения о недобросовестных компаниях, старающихся привлечь средства граждан, список наиболее часто задаваемых вопросов, касающихся инвестирования средств на фондовом рынке, и иные материалы.

Раздел для компаний — эмитентов ценных бумаг будет содержать информацию о динамике привлечения средств российскими компаниями на рынках капитала, интервью с руководителями таких компаний, методические материалы по осуществлению размещений, материалы, содержащие анализ преимуществ привлечения средств на отечественных фондовых площадках по сравнению с зарубежными, а также электронные шаблоны документов, необходимых для регистрации выпусков ценных бумаг, раскрытия информации.

Для того чтобы такой портал пользовался успехом и действительно стал средством повышения инвестиционной привлекательности российского финансового рынка, должна быть обеспечена информационная поддержка такого портала как со стороны исполнительных органов государственной власти, так и со стороны саморегулируемых организаций и профессионального сообщества.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)