Конспект экономиста:)

Меню

Направления развития сотрудничества Высших органов финансового контроля государств-участников СНГ в условиях мирового финансового кризиса

нет комментариев

Процессы интеграции охватывают различные сферы жизнедеятельности современного общества, становясь приметой времени и проявлением глобализации. Меняется и существенно возрастает роль международных организаций и иных форм международного сотрудничества. Политически самостоятельные структуры стремятся к созданию общих экономических и гуманитарных пространств. Именно в этих сферах интеграционные процессы развиваются наиболее интенсивно.

Глобализация делает прозрачными границы, ведущими участниками рынка становятся транснациональные компании, возрастает роль наднациональных нормативно-правовых документов.

Интернационализация финансовых рынков и банковского сектора, подвижность финансовых потоков обусловливают интернационализацию объекта финансового контроля.

При всех положительных аспектах, которые несет с собой глобализация, имеют место и такие отрицательные явления, как разразившийся мировой финансовый кризис.

Дервиш К., администратор Программ развития ООН, считает, что «Растущая взаимозависимость между странами и те вызовы, которые несет с собой этот процесс, ставят перед нами вопрос об организации более эффективного управления глобализацией — управления, которое будет отличаться новыми уровнями сотрудничества между субъектами общественного и частного секторов, между государствами и глобальными рынками».

В этой связи возрастает роль как финансового контроля самого по себе, так и взаимодействие органов финансового контроля различных государств. Для России, с точки зрения формирования единого экономического пространства, наиболее актуальным является взаимодействие Счетной палаты Российской Федерации с ВОФК государств-участников СНГ. В частности, создание совместного инструментария, позволяющего организовать контрольную деятельность по противодействию коррупции, отмыванию «грязных денег», по перекрытию финансовых каналов, подпитывающих международный терроризм, является не только вопросом экономической эффективности, но и важнейшим фактором обеспечения безопасности стран Содружества.

Значительная роль государственному финансовому контролю отводится также в части создания эффективного и прозрачного состояния экономического сотрудничества стран СНГ.

В связи с этим важной сферой совместной контрольной деятельности ВОФК СНГ является работа по предотвращению различных незаконных операций с ценными бумагами, уклонения от уплаты таможенных платежей, налоговых платежей и т.д.

Взаимодействие Счетной палаты Российской Федерации с ВОФК государств-участников СНГ проходит в рамках Совета руководителей высший органов финансового контроля государств-участников СНГ.

Совет руководителей Высших органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств (далее — Совет) был образован 3 ноября 2000 г. на Совещании руководителей высших контрольно-ревизионных органов СНГ по инициативе Счетной палаты Российской Федерации.

В качестве основных функций Совета определено:

  • обеспечение взаимодействия высших органов финансового контроля в целях выработки согласованных подходов и позиций по теоретическим и практическим вопросам в области государственного финансового контроля;
  • обеспечение системного характера проведения взаимных консультаций и обмена опытом по проблемам государственного финансового контроля;
  • содействие проведению совместных и/или параллельных контрольно-ревизионных мероприятий в рамках двусторонних и многосторонних соглашений;
  • разработка модельных (примерных) контрольных и ревизионных стандартов и методических указаний.

Основной формой работы Совета являются сессии. На сессиях Совета принимаются резолюции, рекомендации, коммюнике, заявления, обращения, которые подписываются членами Совета. Итоги сессии оформляются протоколом.

Важнейшими направлениями сотрудничества в рамках Совета в соответствии с принятыми на сессиях Совета документами на сегодняшний день являются:

  • взаимодействие при проведении параллельных и совместных контрольных мероприятий и обмен информацией;
  • гармонизация законодательства в финансовой и экономической сферах;
  • взаимодействие по вопросам внедрения и развитие аудита эффективности в государствах-участниках СНГ.

Одним из наиболее важных форм сотрудничества государств- участников СНГ в сфере финансового аудита является взаимодействие при проведении совместных и параллельных проверок. Резолюция, принятая на IV сессии Совета в 2003 г., гласит, что направлениями проведения параллельных и совместных контрольных мероприятий в первую очередь могут быть:

  • полнота поступлений в бюджет;
  • эффективность использования государственных средств;
  • законность и эффективность использования государственных средств хозяйствующими субъектами.

Содержание, сроки и конкретные формы мероприятий определяются по договоренности ВОФК на основании нормативно-правовых актов, регламентирующих их деятельность, и отражаются в совместных планах и программах.

В случае необходимости при взаимном согласии могут вноситься изменения в планы и программы.

При разработке планов и программ совместных мероприятий ВОФК исходит из того, что финансовое, техническое и другие виды обеспечения мероприятий осуществляются каждым из участников самостоятельно, если не будет согласован иной порядок.

Итоговая информация по результатам параллельных контрольных мероприятий направляется каждым из органов государственного финансового контроля участникам контрольного мероприятия.

ВОФК организует обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Важным направлением сотрудничества между ВОФК СНГ является гармонизация экономического законодательства, как в целом, так и нормативно-правовых актов и других документов, регулирующих деятельность высших органов финансового контроля стран-участниц. Необходимость эффективной системы аудита, как в национальном, так и в международном разрезе, и тесное сотрудничество между соответствующими структурами предполагает сближение законодательства, регулирующего деятельность органов финансового контроля. Этим задачам служит принятие Советом таких резолюций, как:

  1. Резолюция о реализации рекомендаций высших органов финансового контроля государств-участников СНГ, которая содержит пункт, закрепляющий необходимость разработки унифицированных критериев для оценки результатов контрольных мероприятий ВОФК государств-участников СНГ и утверждения их на очередной сессии Совета.
  2. Резолюция о роли высших органов финансового контроля государств-участников СНГ в обеспечении полноты и своевременности поступления средств в бюджет, в соответствии с которой приоритетными направлениями дальнейшего совершенствования контроля за формированием и исполнением доходной части бюджета являются:
    • анализ причин и условий, приведших к нарушениям и отклонениям в бюджетной и финансовой сферах;
    • оценка деятельности органов, обеспечивающих поступление средств в бюджет, с точки зрения эффективности и соответствия требованиям законодательства;
    • анализ и оценка бюджетного и финансового законодательства и внесение рекомендаций по его совершенствованию;
    • активизация дальнейшего сотрудничества между ВОФК с целью обмена опытом по проведению контроля за формированием и исполнением доходной части бюджета.
  3. Резолюция о примерном перечне показателей оценки контрольных мероприятий высших органов финансового контроля государств-участников СНГ, в которой Главы ВОФК государств-участников СНГ соглашаются с примерным перечнем показателей оценки контрольных мероприятий высших органов финансового контроля государств-участников и рекомендуют его для использования при обмене информацией между указанными органами.
  4. Резолюция о роли высших органов финансового контроля в совершенствовании национального законодательства государств- участников Содружества Независимых Государств, которая предусматривает использование ВОФК сведений о количестве, качестве и характере причин наиболее типичных нарушений и недостатков в сфере экономики для влияния на развитие национальных законодательств своих государств, выявление ВОФК недостатков в законодательстве и неэффективных способах управленческих решений в сфере государственного регулирования.

Особого внимания заслуживает гармонизация национального законодательства и формирование действенных международных актов в сфере антикоррупционной деятельности. Речь идет, прежде всего, о ратификации Конвенции ООН «О противодействии коррупции» и Конвенции Совета Европы «Об отмывании, поиске, аресте и конфискации имущества, полученного незаконным путем». Ратификация этих документов, как правило, предполагает внесение поправок в национальное уголовное и уголовно-процессуальное законодательство и, соответственно, совершенствование механизмов контроля за его исполнением. Как отметил в своем докладе Председатель Счетной палаты Российской Федерации Степашин С.В., выступая на 20-м семинаре ООН и ИНТОСАИ, антикоррупционная тематика является одним из приоритетов при развитии сотрудничества в рамках Совета руководителей ВОФК государств-участников СНГ.

Говоря о гармонизации законодательства государств-участников СНГ по вопросам финансового контроля, необходимо отметить Соглашение о взаимодействии между Советом Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств и Советом руководителей высших органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанное на последней сессии Совета, проходившей в сентябре прошлого года в Москве. В рамках данного соглашения стороны проводят консультации при подготовке предложений и рекомендаций по вопросам, выносимым в установленном порядке на рассмотрение национальных парламентов и высшего органа СНГ, обмениваются информацией о введении в действие и практической реализации в государствах-участниках СНГ решений, принятых высшим органом СНГ, а также модельных законодательных актов Межпарламентской Ассамблеи СНГ, при необходимости создают экспертные советы и рабочие группы для разработки проектов модельных законодательных и иных актов. Совет руководителей ВОФК в рамках своей компетенции оказывает содействие Межпарламентской Ассамблее СНГ в деятельности, направленной на гармонизацию национальных законодательств государств-участников СНГ. Стороны взаимодействуют при разработке проектов модельных законодательных и иных актов, подготавливаемых в целях гармонизации национальных законодательств, по вопросам:

  • непосредственно относящимся к сфере контроля/аудита управления государственными финансовыми ресурсами и государственной собственностью;
  • бюджетного процесса;
  • противодействия нарушениям бюджетного законодательства, коррупционным проявлениям, а также по взаимной договоренности Сторон по иным вопросам, находящимся в рамках их компетенции.

В последнее время аудит эффективности использования государственных средств стал приоритетным направлением деятельности высших органов государственного финансового контроля как действенное средство совершенствования бюджетного процесса, с точки зрения решения общегосударственных задач. В связи с этим руководители ВОФК государств-участников СНГ договорились о сотрудничестве в вопросах создания условий для внедрения и развития аудита эффективности, проведения совместных и параллельных контрольных мероприятий, гармонизации правовой и методологи-ческой базы государственного финансового контроля. Заявление Совета руководителей ВОФК государств-участников СНГ о необходимости развития аудита эффективности использования государственных средств было подписано главами ВОФК государств-участников СНГ 5 сентября 2003 г. на IV сессии Совета в Бишкеке. На V сессии Совета в 2004 г. был утвержден план работ Совета в области развития методологии и практики аудита эффективности.

На последней сессии Совета была принята Резолюция о роли высших органов финансового контроля в разработке и использовании ключевых национальных показателей и развитии аудита эффективности в государствах-участниках СНГ. Данная резолюция призвана способствовать активизации взаимодействия ВОФК государств-участников СНГ между собой, а также с другими контролирующими органами, в том числе в форме обмена информацией, проведения совместных конференций, круглых столов, семинаров по проблемам КНП и аудита эффективности; согласовывать планы контрольной и экспертно-аналитической деятельности, а также планы научных исследований по вопросам, связанным с использованием КНП и аудита эффективности. Также резолюция предусматривает создание Экспертной группы по ключевым национальным показателям и содействие реализации регионального пилотного проекта в рамках деятельности Рабочей группы по ключевым национальным показателям.

Мы рассмотрели лишь некоторые направления взаимодействия Высших органов финансового контроля государств-участников  СНГ, которые предопределены расширением международного экономического сотрудничества этих государств.

Открытость и интегрированность в глобальную экономику требуют имплементации в национальном законодательстве норм соглашений ВТО и ряда других международных организаций. Поэтому процессы гармонизации внутри СНГ должны развиваться с учетом (а лучше — на основе) обязательств отдельных государств-участников СНГ относительно международных экономических норм и документов таких международных организаций, как Европейский Союз, ВТО, Совет Европы и других. Более того, сама система действующих и будущих соглашений внутри СНГ должна быть адаптирована к международным нормам.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)