Рубрика: Разное

Финансы самоуправления в Германии

Местные власти, по крайней мере, теоретически обладают финансовым суверенитетом, но система местного финансирования формируется законодательством Земель. Законы Земель определяют структуру принятия местными властями решений по финансированию, а ежегодные финансовые законы и постановления определяют сроки, условия и процедуру для ежегодных решений по формированию местных расходов, налогов и статей доходов.

Особенностью немецкой финансовой системы является низкий уровень местного налогообложения. Общины могут взимать налоги лишь в случае, если остальных статей доходов недостаточно для покрытия затрат. Округа полностью финансируются за счет Земель. Значительная часть бюджетных доходов местных органов власти приходится на дотации из государственного (или земельного) бюджета.

1. Налоги.

Составляют 30% поступлений в местные бюджеты. Наиболее существенными финансовыми источниками являются промысловый налог, фиксированная законодательством доля подоходного налога и налога на зарплату, а также налог, устанавливаемый земельным правительством. Удельный вес остальных видов налогов незначителен и составляет около 1,5% суммы налоговых поступлений.

Земельное законодательство устанавливает следующие виды налогов:

Промысловый налог, основой начисления которого является размер дохода от занятия каким-либо промыслом и промыслового капитала. Начисление промыслового налога в его нынешней форме на 90% осуществляется на доход и на 10% – на капитал. Его размер зависит от динамики доходов относительного небольшого числа крупных предприятий, поэтому его ставки изменяются из года в год и резко различаются между общинами.

Налог на зарплату и подоходный налог (15% от сумм налогов, собираемых на данной территории) оставляется общинам. Промысловый налог и перераспределяемые доли подоходного налога и налога на зарплату в совокупности дают более 85% налоговых поступлений в местные бюджеты общин.

Торговый налог: взимается со всех коммерческих предприятий и частично может быть передан общинам. Размер обложения основывается на размере торгового дохода и торгового капитала. В соответствии с положениями Акта о подоходном налоге, торговым доходом является прибыль от коммерции. Торговым капиталом является оценочная «стоимость коммерции», определяемая на основе закона об оценке.

«Налог земли» или «земельный налог» (т.е. налог, установленный Правительством Земли ФРГ, а не федеральным Правительством). Этот налог связан с обложением всех видов собственности и бывает двух типов:

  1. налог Земли типа А: облагаются сельскохозяйственные и местные предприятия (составляет до 5% всех поступлений);
  2. налог Земли типа Б: облагается недвижимость (составляет до 95% всех поступлений).

Несмотря на то, что нормы на торговый и земельный налоги устанавливает земельное правительство, общины имеют свободу применения к ним поправочного коэффициента.

Акцизы и сборы на предметы роскоши (в случае, если эти налоги не подлежат сбору в государственный бюджет) разнообразны. Наиболее типичными являются.

Налог на спиртные напитки переводится общинам. Облагается продажа определенных алкогольных и безалкогольных напитков (размер устанавливается общиной в процентах к розничной цене). Ответственным за взимание налога является продавец.

Налог на развлечения взимается в некоторых Землях. Облагаются развлечения, проводимые на территории общин, но только те, что указаны в Законе о налоге на развлечения (танцы, кинофильмы, пользование игровыми и развлекательными автоматами). Основой обложения являются либо цена и количество входных билетов, либо устанавливается фиксированная такса, определяемая в соответствии с «типичными качествами» развлечений. Там, где налог на развлечения не собирают, существует налог на игровые автоматы (за исключением Баварии).

Закон о налоге на собак, обычно применяемый земельным правительством, может обязать общины взимать его (сборы переходят к общине). В других случаях законы могут предоставлять общинам право самим учредить нормы обложения (кстати, этот налог в Германии дает в 4 раза больше сборов, чем налог на спиртные напитки).

Налог на охоту и рыболовство также по своей природе является налогом на предметы роскоши. Основой налогообложения выступает стоимость годовой добычи или, в случае покупки лицензии, лицензионный сбор, выплачиваемый держателем лицензии. Сборы переходят к округам, городам и автономным районам.

2. Централизованные ассигнования (дотации).

Ассигнования Земли (либо Правительства ФРГ) общинам составляют второй по значению источник доходов, достигающий почти 27% бюджетных поступлений. Большей частью финансовый трансферт осуществляется в рамках ежегодных Земельных законов о перераспределении доходов, но Федерация также может участвовать в особо важных инвестициях городов, районов, общин, необходимых для предотвращения нарушений общеэкономического равновесия или выравнивания различий в экономическом потенциале Земель ФРГ.

Ассигнования выполняют три функции:

  1. фискальную: увеличение массы финансовых средств местного самоуправления;
  2. выравнивания: сглаживание различий в доходах однотипных общин;
  3. планирования оптимальной структуры расселения и размещения производительных сил: создание возможностей финансирования специальных проектов.

Земельные (или федеральные) ассигнования могут быть общими и целевыми, предоставляемыми на городское и школьное строительство, водоснабжение и канализацию, капитальные затраты, инвестиционные программы, любительские театры и прочее.

3. Кредитное финансирование.

Немецкое финансовое законодательство в отношении местных бюджетов не допускает получение кредита для финансирования дефицита бюджета текущих операций, оставляя это право только за финансированием инвестиций и стимулирующих инвестиционных предприятий, причем специально оговорен максимальный предел кредитной задолженности (что не предусмотрено для бюджетов Земель и Федерации). Общины имеют право брать только такие кредиты, которые они могут обслуживать в течение продолжительного времени из доходов бюджета текущих операций. Это сделано, чтобы обеспечить гарантию покрытия из текущих доходов не только процентов (расходная статья бюджета текущих операций), но и погашение финансовых обязательств, заложенных в инвестиционном бюджете общины.

Comments are closed .