Рубрика: Разное

Аспекты финансово-правового регулирования вопросов обязательного социального страхования

Сегодня в условиях социально-экономического кризиса одним из наиболее актуальных и проблемных вопросов в сфере финансово-правового регулирования можно считать отношения в сфере страхования.

Следует согласиться с мнением Стрельникова В.В. и признать, что единый научный подход по данной проблематике отсутствует. «Можно лишь отметить тенденцию уменьшения финансово-правовой составляющей в системе регулирования страховых отношений в связи с прекращением государственной страховой монополии. Ввиду того, что подавляющее большинство страховых организаций, а значит, соответствующих фондов денежных средств, имущественно и организационно отделены от государства, отношения в сфере страхового дела стали регулироваться, главным образом, нормами гражданского и административного права».

Другими словами, страховая деятельность в РФ, в которой регулирующее положение занимают частные страховые организации, не является составной частью финансовой деятельности государства.

Однако развитие законодательства в страховой отрасли заставляют детально изучить правовые позиции и актуальную объективность деятельности различных органов государственной власти.

Финансово-правовая природа отношений в области Обязательного Социального Страхования обусловлена рядом причин.

  • Во-первых, страховщиками выступают государственные финансовые учреждения, такие как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, которые являются государственными внебюджетными фондами, властно-распорядительная деятельность которых не соответствует их организационно-правовой форме. По мнению Винницкого Д.В., не вызывает сомнения тот факт, что государственные внебюджетные фонды реализуют не частную, а публичную правосубъектность.
  • Во-вторых, согласно положениям ст. 10 и ст. 143 Бюджетного кодекса бюджеты государственных внебюджетных фондов включены в бюджетную систему, соответствующие средства находятся в федеральной собственности. Однако порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов производится по правилам бюджетного процесса.
  • В-третьих, правоотношения в сфере обязательного социального страхования включают в себя исключительно императивные принципы, так, например, Страхователь не имеет права уйти от модели поведения, установленной законом, в частности, выбрать страховщика, изменить размер страховых взносов, повлиять на определение страхового случая. Тем самым, обязательное страхование в России остается в сфере публично-правового регулирования.
  • В-четвертых, следует согласиться с Стрельниковым В.В. в том, что страховщики в сфере отношений обязательного социального страхования преследуют «общественно значимые цели». Так, наступление страхового случая в области обязательного социального страхования, такого как, например, «болезнь» или «достижение пенсионного возраста», отличается большой долей вероятности, что затрагивает интересы значительного числа граждан. Так, согласно положениям ст. 39 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется социальное обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом, в данном случае Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования». Таким образом, обязательное социальное страхование основано на принципах всеобщего обязательного исполнения, государственных гарантий соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков.

Однако исполнение обязательств с сфере обязательного социального страхования независимо от финансового положения страховщика, обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов.

По правовой природе основной источник средств ОСС — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве — являются обязательными платежами, хотя формально не входят в систему налогов и сборов (ст. 13-15 НК РФ).

Ряд авторов считают, что страховые взносы по признаку их индивидуальной возмездности нельзя отнести к налогам, несмотря на то, что к отношениям, связанным с уплатой страховых взносов, субсидиарно применяется законодательство о налогах и сборах.

Такое применение еще не означает полного тождества страховых взносов и налогов, но свидетельствует об их общих признаках. Таким признаком является обязательность уплаты, обеспечиваемая сходными мерами контроля и государственного принуждения.

Существует и другая точка зрения, согласно которой страховые взносы являются целевыми налогами. Думается, что выход из ситуации заключается в отнесении страховых взносов не к налогам, а к иным «обязательным платежам». Термин «обязательные платежи» широко используется в законодательстве о банкротстве и уже включен в НК РФ (ст. 30).

Прежде всего необходимо выделить приоритетные цели и методы их достижения в области совершенствования законодательства, налогообложения и регулирования страховой деятельности, которые стимулировали бы ускоренный рост обязательных страховых услуг, повышение их качества, формирование инвестиций для экономического роста и снижали бремя на бюджет, что особенно важно в сложившейся экономической ситуации.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)

Comments are closed .