Рубрика: Примеры

Важен ли выбор школы для ребёнка??

Выбор школы

Отдельные аспекты воспитания ребенка (на­пример, его характер или творчество) плохо поддаются из­мерению. Материалов по ним имеется весьма мало. Однако школьную успеваемость измерить вполне возможно. И по­скольку большинство родителей согласны с тем, что в основе формирования ребенка лежит его образование, имеет смысл начать исследование со школьных данных.

Прежде всего эти данные касаются выбора школы — дела, к которому многие люди, по тем или иным причинам, под­ходят очень серьезно. Убежденные сторонники выбора утверждают, что прилежная уплата налогов дает им право отправить сына или дочь в самую лучшую школу из всех возможных. Критики же беспокоятся о том, что такая тен­денция может поставить крест на будущем учеников из пло­хих школ. Тем не менее почти все родители верят, что успех их чада в жизни зависит от поступления в правильную шко­лу. При этом в ней должен быть соответствующий уровень преподавания, хороший подбор факультативов, доброжелательная обстановка и безопасность.

В общественных школах Чикаго (ОШЧ) право выбора учебного заведения существует довольно давно. Дело в том, что раньше в этой системе, как и во многих других подоб­ных системах в Америке, училось очень мало детей из наци­ональных меньшинств. Постановление Верховного Суда от 1954 года по делу Браун против Совета по образованию города Топека почти не выполнялось. (В 1954 году чернокожий свя­щенник Оливер Браун подал в суд на Совет по образованию города Топека (штат Канзас), когда его дочери не разрешили посещать школу для белых. Со своей жалобой он дошел до Верховного Суда, который вынес вердикт о том, что созна­тельная сегрегация в общественных школах противоречит Конституции.) Хотя Суд и принял решение об отмене в школах сегрегации, многие афроамериканцы Чикаго продолжали ходить в школы, в которых почти все ученики были черными. Поэтому в 1980 году Министерство юстиции и Отдел образования Чикаго объединились в по­пытке улучшить интеграцию городских школ. Было при­нято распоряжение, согласно которому каждый ребенок мог поступать практически в любую среднюю школу своего округа.

Надо сказать, что причины для внимательного изучения программы ОШЧ по выбору школы не ограничиваются ее долгой историей. Например, она предлагает огромное коли­чество данных, ведь школьная система Чикаго является тре­тьей по величине после Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. Кроме того, она предоставляет широкие возможности для выбора (более шестидесяти школ), различные специализации и подходы к обучению. Соответственно, желающих учиться в этой системе очень много, причем примерно половина из них переходит из школ, расположенных рядом с их домом. Однако наиболее интересный аспект программы ОШЧ по выбору школы заключается в том, как именно она работает.

Можно было бы ожидать, что открытие дверей любой чи­кагской школы перед всеми желающими будет напоминать сумасшедший дом. Естественно, что родители начнут опре­делять детей в школы, известные своим высоким уровнем преподавания и хорошими результатами тестов. В резуль­тате, удовлетворить желания всех родителей будет просто невозможно.

И что же? Выход был найден. Для честности и объектив­ности в ОШЧ решили организовать отбор учеников при по­мощи лотереи. Такой подход дает исследователю невероят­ные выгоды. Специалист по поведению вряд ли придумал бы лучший эксперимент в своей лаборатории. Школьный отдел Чикаго стал работать подобно естествоиспытателю, определяющему одну мышь в подопытную группу, а дру­гую — в контрольную. Представьте только двух практиче­ски одинаковых учеников, каждый из которых хочет перей­ти в новую, лучшую школу. И вот, кто именно отправится в новую школу, а кто останется в старой, решает шарик из ба­рабана. А теперь представьте, что будет, если количество та­ких школьников достигнет нескольких тысяч? В результате получился эксперимент в естественных условиях, причем проведенный на высшем уровне. Конечно, вряд ли это было главной целью чиновников, затевавших школьную лотерею. Но если смотреть под таким углом зрения, можно увидеть, что лотерея отлично позволяет определить, действительно ли важен выбор новой (или лучшей) школы.

О чем же свидетельствуют имеющиеся данные?

Ответ явно не порадует родителей, которых особенно беспокоит счастье их чад. Оказывается, что в данном случае выбор школы не имеет почти никакого значения. Да, школь­ники, принимавшие участие в лотерее, оканчивали среднюю школу с большей вероятностью, чем другие. Казалось бы, можно предположить, что на их успех повлиял выбор учеб­ного заведения. Увы, это всего лишь иллюзия. Каковы дока­зательства? Школьники, которые выигрывали в лотерею и попадали в «лучшие» школы, учились ничуть не лучше сво­их проигравших приятелей из старых школ. Дело в том, что в значительной мере к получению аттестата зрелости приводило уже само желание детей попасть в хорошую школу. При этом было совершенно не важно, попадали они в нее на самом деле или нет. Преимущества, которые связывают с новым учебным заведением, дает вовсе не оно. Это значит, что дети — и их родители, — желающие поменять школу, изна­чально более развиты и мотивированы на учебу. Однако, как свидетельствует статистика, почти никаких преимуществ от смены школы они не получают.

Разве дети, которые продолжили учиться в обычных рай­онных школах возле их дома, сильно от этого пострадали? Нет! Результаты тестов в таких школах остались практиче­ски на том же уровне, что наблюдался до предполагаемой «утечки мозгов».

В то же время в Чикаго была одна группа учащихся, в жиз­ни которых действительно наблюдались большие перемены. Мы имеем в виду тех, которые перешли из обычных школ в техникумы или школы при престижных высших учебных за­ведениях. Эти ребята демонстрировали значительно лучшие результаты, чем в своих прежних школах. Кроме того, они получили гораздо лучшие аттестаты, чем можно было пред­положить, исходя из их прежней успеваемости. Таким обра­зом, программа ОШЧ по выбору школы все же помогла не­большому количеству учащихся улучшить свою карьеру, дав им практические умения и навыки. Однако из этого вовсе не следует, что она сделала умнее хоть одного ребенка.

Но действительно ли может быть так, чтобы выбор сред­ней школы абсолютно ничего не значил? Ни один уважа­ющий себя родитель, как чрезмерно заботящийся о своем ребенке, так и выражающий свою любовь иным образом, не готов в это поверить. Возможно, программа ОШЧ каса­лась только старшей школы и не имела отношения к млад­шей? Может быть, к тому времени жребий уже был брошен, и судьба учащихся старших классов была предопределена заранее? Как недавно заметил Ричард П. Миллс, чиновник системы образования из штата Нью-Йорк:

«Многие учени­ки приходят в среднюю школу совершенно не подготовлен­ными к ее требованиям; очень многие из них умеют читать, писать и считать только на элементарном уровне. Мы непре­менно должны исправлять эту проблему еще в начальных классах».


По сути, научные исследования подтверждают тревогу Миллса. Изучая разрыв в доходах между белыми и черными взрослыми американцами (а принято считать, что вторые за­рабатывают меньше), ученые сделали интересное открытие. Они обнаружили корреляцию между финансовыми успеха­ми этих людей и результатами их школьных тестов за вось­мой класс. Другими словами, разрыв в доходах между белыми и черными во многом является следствием разрыва в их образовании, который наметился еще много лет назад. Один исследователь писал:

«Сокращение разрыва в успеваемости белых и черных могло бы сделать для равноправия рас больше, чем любая другая стратегия с широкой по­литической поддержкой».

Но откуда же берется разрыв в результатах тестов между белыми и черными учениками?

Источник: Фрикономикс

###
Для тех кому плохо, социальная сеть mneploho.net поможет найти людей с которыми можно обсудить любые проблемы и найти их решение. Не опускает голову.

Comments are closed .