Рубрика: Примеры

Монополия, созданная правительством


Во многих случаях возникновение монополии связано с предоставлением прави­тельством частному лицу или фирме исключительных прав на продажу товара или услуги. Иногда такая монополия — результат политического влияния потенциального «единоличника». Когда-то короли даровали монополию на ту или иную дея­тельность друзьям и союзникам. В других случаях появление монополии отвечает интересам общества.

Пример монополии, поставленной на службу общественных интересов, — патент­ное и авторское право. Если фармацевтическая компания открывает новое лекарственное средство, она может обратиться в соответствующие правительственные органы США за получением патента. Если они найдут новый препарат действи­тельно оригинальным, выдается патент, наделяющий разработчика исключитель­ным правом производить и продавать лекарство в течение 17 лет. Аналогичным образом, когда писатель заканчивает новое произведение, он может зарегистрировать авторские права (копирайт) — гарантию правительства в том, что никто другой не имеет права издавать и продавать книгу без разрешения автора. Авторские права делают писателя монополистом по продаже собственной книги.

Эффект законов и положений по патентному и авторскому праву очевиден. Поскольку они наделяют производителя монопольными правами, устанавливаются более высокие (в сравнении с конкурентным рынком) цены на товар. С другой стороны, легализация высоких цен (соответственно, высоких прибылей) моно­польных производителей побуждает компании и индивидов к деятельности в интересах общества. Возможность получения патента фармацевтическими компаниями стимулирует их к продолжению исследований, авторские права писателей поощряют их к созданию новых превосходных произведений.

Таким образом, законы, регулирующие патентные и авторские права, несут как выгоды, так и издержки. Положительный эффект законов — дополнительное стиму­лирование творческой активности, которое отчасти нивелируется издержками моно­польного ценообразования.

Comments are closed .