Рубрика: Примеры

Монополия корпорации Microsoft.

Если у вас есть персональный компьютер, на нем, скорее всего, установлена та или иная версия Windows, операционной системы, созданной корпорацией Microsoft. Разработав первую версию Windows, компания Microsoft зарегистрировала в правительственных органах соответствующие авторские права, предоставляющие ей исключительные возможности производить и продавать копии операционной системы. Стало быть, если кто-либо захочет установить на компьютер копию Windows, у него нет другого выбора, кроме как заплатить Microsoft приблизительно $ 100. В таких случаях говорят, что Microsoft обладает монополией на рынке операционных систем.

Принимаемые корпорацией Microsoft деловые решения не могут быть адекватно описаны при помощи модели конкурентных рынков. На конкурентных рынках множество фирм предлагают существенно однородную продукцию, так что каждая фирма оказывает ничтожное влияние на цену, которую она принимает как данное. Напротив, монополия, такая как корпорация Microsoft, не имеет непосредственных конкурентов, следовательно, она воздействует на рыночную цену продукции. В то время как конкурентная фирма является принимающей цену, монополия назначает цену на предлагаемую рынку продукцию.

Власть над рынком приводит к изменению соотношения цены продукции и издержек фирмы. Конкурентная фирма принимает цену на произведенную продукцию как данное, после чего выбирает такой объем предложения, при котором цена продукции равна ее предельным издержкам. Напротив, цена, назначаемая монополией, превышает ее предельные издержки. В случае с операционной системой Windows предельные издержки ее производства — то есть дополнительные из­держки, которые несет Microsoft при изготовлении еще одной копии операционной системы на гибких дисках, — составляют всего несколько долларов. Следовательно рыночная цена известной операционной системы многократно превышает ее предельные издержки.

Практика установления монополией высокой цены на продукцию вряд ли вы­зывает удивление. Может показаться, что у покупателей нет иного выбора, кроме как приобретать товар по той цене, которую установит единственный поставщик. Но если это так, то почему Microsoft не назначает цену в $ 1000? Или $ 10 тыс.? Причина в том, что если бы Microsoft «заломила» слишком высокую цену, число потребителей, приобретающих ее программный продукт, резко сократилось бы. Покупатели отказались бы от приобретения компьютеров, переключились бы на другие операционные системы или «пиратские» копии. Монополии не имеют возможности достичь любого желаемого ими уровня дохода, так как высокая цена ведёт к снижению количества товара, приобретаемого покупателями. Хотя монополист и управляет ценой на товары, ее прибыли ограниченны.

Фирмы-монополии, так же как и конкурентные фирмы, преследуют цель максимизации прибыли. Но движение к одной и той же цели влечет весьма разные последствия. Преследующие исключительно эгоистические интересы покупатели и продавцы на конкурентных рынках независимо от их воли направляются «невидимой рукой» к обеспечению всеобщего экономического процветания. Но поскольку моно­полии удалось избежать контроля конкуренции, результат деятельности рынка в случае монополии часто не соответствует интересам всего общества.

Один из Десяти принципов экономики гласит, что правительство иногда имеет возможность улучшить результаты деятельности рынка. Например, Министерство юстиции США в 1994 г. провело расследование готовящегося корпорацией Microsoft поглощения компании Intuit, фирмы, разрабатывающей программное обеспечение. Intuit обладала правами на производство самой популярной в США компьютерной программы по управлению личными финансами Quicken. После многомесячного исследования вопроса Министерство юстиции приняло решение, что слияние Microsoft и Intuit приведет к концентрации недопустимой власти над рынком в руках одной компании, и запретило слияние. Intuit осталась независимой компанией.

Comments are closed .