Рубрика: Примеры

Как определяется производительность труда?

Молоток

Уровень производительности труда Робинзона Крузо, игравшей важнейшую роль в определении стандартов его жизни, определялся многими факторами. Если речь шла о рыбной ловле, ее успех во многом зависел от количества и качества удочек, навыков ужения, выбора места и изобилия рыбы в прибрежных водах. Каждый из этих факторов, которые мы определим как физический капитал, человеческий капитал, технологические знания и природные ресурсы, имеет аналоги и в реальной экономике любого государства. Рассмотрим их более подробно.

Физический капитал. Под физическим капиталом, или просто капиталом, мы понимаем оборудование, здания и сооружения, используемые для производства товаров и услуг. Например, при производстве мебели используются пилы, токарные станки и винтовые прессы. Чем шире набор инструментов, тем быстрее и качественнее выполняется работа. Рабочий, применяющий только простые инстру­менты, за одно и то же время изготовит мебели меньше, чем работник, использую­щий современное деревообрабатывающее оборудование.

Мы определили факторы производства как ресурсы, используемые для произ­водства товаров и услуг (труд, капитал и т. д.). Важнейшая черта капитала — то, что он сам является продуктом производства. Так, рабочий-мебельщик изготавливает ножки стола на токарном станке, который был выпущен на заводе, производящем де­ревообрабатывающее оборудование. Завод, в свою очередь, использует для создания станков другие машины и механизмы. Другими словами:

капитал — фактор произ­водства, используемый для создания товаров и услуг, включая и новый капитал.

Человеческий капитал. Под человеческим капиталом экономисты понимают знания и трудовые навыки, приобретаемые работниками в процессе обучения и трудовой деятельности. Накопление человеческого капитала происходит как в дошкольном возрасте, так и в школе, колледже, университете, на курсах переобуче­ния или повышения квалификации.

Хотя знания и трудовые навыки не относятся к материально осязаемым пред­метам, подобно станкам, бульдозерам или зданиям, человеческий капитал имеет много сходных черт с капиталом физическим. И тот и другой повышают возмож­ности общества производить новые товары и услуги, и тот и другой сами являются результатом производственных процессов. Так, для создания человеческого капитала необходимы учителя, библиотеки и время для учебы. Иногда студентов рас­сматривают как своего рода рабочих, занятых производством человеческого капи­тала, который будет использован в будущем.

Природные ресурсы. Третий важнейший фактор, определяющий производитель­ность труда, — природные ресурсы — земля, вода, запасы сырья и полезных ископаемых, являющиеся исходным элементом многих производственных процес­сов. Природные ресурсы бывают возобновляемыми и невозобновляемыми. При­мером первых служит лес, так как на месте вырубки можно посадить молодые деревья, которые через некоторое время вырастут. Нефть же, напротив, относится к невозобновляемым ресурсам с ограниченными запасами, поскольку на ее образова­ние в природных условиях уходят многие тысячелетия, что не позволяет рассчиты­вать на естественное восстановление использованных месторождений.

Разница в запасах природных ресурсов сказывается на уровне жизни многих стран. Например, первые экономические успехи США частично были связаны с обилием свободных земель, пригодных для сельскохозяйственного использования.

В наши дни некоторые страны Ближнего Востока, например Кувейт или Саудов­ская Аравия, попали в список богатейших государств только потому, что обладают огромными разведанными запасами нефти. Хотя запасы природных ресурсов — один из важнейших факторов экономиче­ского процветания, их наличие отнюдь не является обязательным условием созда­ния высокоэффективного производства. К примеру, Япония превратилась в одну из богатейших стран мира обладая весьма незначительными сырьевыми запасами. Ее экономический взлет во многом стал возможен благодаря успехам внешней торговли. Япония импортирует многие виды полезных ископаемых, в частности нефть, и экспортирует готовую продукцию в гораздо более обеспеченные сырьем страны.

Технологические знания. Четвертый фактор, определяющий уровень производи­ тельности труда, — технологические знания, то есть понимание обществом наилуч­ших способов производства товаров и услуг. Еще сто лет тому назад большинство американцев работало на фермах, поскольку известные тогда сельскохозяйствен­ные технологии требовали для обеспечения населения продовольствием больших затрат труда. В наши дни благодаря успехам науки и промышленности, небольшая часть трудоспособного населения США обеспечивает продовольствием всю стра­ну. Так развитие новых сельскохозяйственных технологий сделало труд более эффективным и позволило увеличить производство товаров и услуг.

Технологические знания существуют в различных формах. Некоторые из них довольно просты и после применения их первооткрывателем быстро получают широкое распространение. Например, когда Генри Форд впервые реализовал идею конвейера для сборки автомобилей, его новшество было мгновенно подхвачено крупными производителями. Другие технологии патентуются и являются соб­ственностью разработавших их компаний, как в случае с компанией Coca-Cola, хранящей в секрете рецепт знаменитого напитка. В некоторых случаях срок дей­ствия патента ограничен. Так, если фармацевтическая фирма разрабатывает новый препарат, то на основании американских законов о патентном праве она получает возможность в течение определенного времени быть его монопольным производи­телем. Когда же срок действия патента истекает, право производить лекарств имеют уже все желающие компании. Различные формы технологических знаний имеют чрезвычайно важное значение для экономики.

Однако имеет смысл провести грань между технологическими знаниями и человеческим капиталом, поскольку, несмотря на близость этих понятий, они имеют и существенные различия. К технологическим знаниям относятся представления общества о производственных процессах. Человеческий капитал определяется за­тратами усилий на превращение этих представлений в трудовые навыки. Образно говоря, технологические знания определяют качество учебника, по которому учится общество, а человеческий капитал измеряется временем, затраченным на его прочтение. Производительность труда зависит как от качества учебника, так и от времени, посвященного его изучению.

Comments are closed .