Рубрика: Примеры

Два способа уменьшения числа курящих

Очень часто мы слышим объявления о начале очередной кампании, направлен­ной на уменьшение числа курящих. Известно по крайней мере два способа ведущие к поставленной цели.

Один из них — сдвиг кривой спроса на сигареты и другие табачные изде­лия. Социальная реклама, обязательные предупреждения о вреде для здоровья на упаковках сигарет и запрещение рекламы сигарет на телевидении — меро­приятия, направленные на уменьшение объема спроса на сигареты при каждой возможной цене. В случае, когда они имеют успех, кривая спроса на сигареты сдвигается влево.

Если предупрежде­ния на пачках сигарет убеждают курильщиков ограничить ежедневное количе­ство сигарет, кривая спроса на сигареты сдвигается влево. На графике кривая спроса сдвигается из положения D1 в положение D2. При цене $ 2 за пачку объем спроса снижается с 20 до 10 сигарет в день, что отражается в его перемещении из точки А в точку В.

Кроме того, предпринимаются попытки повышения цен на сигареты. Если правительство, например, облагает налогом производство сигарет, компания-про­изводитель перекладывает основную его тяжесть на плечи потребителей в форме более высоких цен. Повышение цен побуждает курящих уменьшить количество сигарет, которые они выкуривают. В этом случае уменьшение количества сигарет выражается не в сдвиге кривой спроса, а в движении к точке с более высокой ценой и меньшим количеством сигарет.

Если правительство повышает налог на сигареты и их цена увеличивается, мы наблюдаем движение спроса в другую точку кривой. На графике (б) при увеличении цены с $ 2 до $ 4 объем спроса уменьшается с 20 до 12 сигарет в день, что отражается в его перемещении из точки А в точку С.

Как изменение цены на сигареты влияет на число курящих? Исследова­ния показали, что повышение цены на 10 % приводит к снижению объема спроса на 4 %. Выявлено, что особенно чувствительны к цене на сигареты подростки: увеличение цены на 10 % приводит к снижению объема спроса подростков на 12 %.

Comments are closed .