Конспект экономиста:)

Меню

Деньги решают кто победит на выборах?

нет комментариев

Из всех избитых истин о политике есть одна, которая считается наиболее истинной: результат выборов зависит от потраченных на них денег. Арнольд Шварценеггер, Майкл Блумберг, Джон Корзин — вот лишь несколько самых свежих и ярких примеров действия этого правила. (При этом мы не учитываем те единичные случаи, когда оно не сработало с Говардом Дином, Стивом Форбсом и Майклом Хаффингтоном. А как насчет Томаса Голисано, который, трижды баллотируясь на пост губернатора Нью-Йорка, по­тратил в общей сложности 93 миллиона долларов из своего кармана и набрал соответственно лишь 4, 8 и 14% голосов?) Большинство людей готовы согласиться, что деньги имеют огромное влияние на исход выборов и что на политические кампании их тратится слишком много.

И точно, данные наблюдений за различными выборами свидетельствуют, что кандидат, расходующий на свою кампанию больше средств, обычно выигрывает. Но являются ли деньги причиной победы?

Конечно, такая мысль может показаться логичной так же, как может показаться логичным, что бурное развитие экономики в 1990-х помогло снизить преступность. Однако то, что две вещи наблюдаются одновременно, еще не значит, что они не могут существовать отдельно одна от другой. Их совпадение просто указывает на то, что между двумя фак­торами — давайте назовем их X и F — существует связь, но ничего не говорит о ее направленности. С равным успехом X может быть причиной У, a У — причиной X. Кроме того, впол­не может оказаться, что как X, так и Y обусловлены неким третьим фактором Z.

Подумайте о таком совпадении: в городах, где происходит много убийств, обычно много полицейских. А теперь давай­те сравним соотношение количества полицейских и числа убийств в двух конкретных американских городах: Денвере и Вашингтоне (округ Колумбия). Население их практически одинаковое, но в Вашингтоне полицейских примерно втрое больше, а убийства там происходят в восемь раз чаще. Не имея дополнительной информации, трудно было бы объяснить, что именно является причиной чего. Некоторые люди даже могут взглянуть на эти цифры и предположить, что большое коли­чество убийств провоцируется обилием полицейских на ули­цах. Подобная идея появилась далеко не вчера и в свое вре­мя уже породила несколько необдуманных решений. Знаете притчу о древнем царе, который узнал, что в одной из провин­ций его империи, где процветали болезни, было больше всего врачей? Знаете, какая «гениальная» идея пришла ему в голову? Он попросту приказал казнить всех этих врачей.

А теперь вернемся к теме затрат на предвыборную кам­панию. Чтобы прояснить взаимосвязь между деньгами и результатами выборов, полезно изучить стимулы, которые руководят финансовыми потоками. Предположим, вы че­ловек, который может вложить в того или иного кандидата 1000 долларов. Наиболее вероятно, что вы дадите свои день­ги в одном из двух случаев. Прежде всего вас привлечет си­туация, когда выборы близки и даже сравнительно неболь­шая сумма может решить их исход. Или же вы увидите, что один кандидат заведомо побеждает, и захотите искупаться в лучах его славы или получить выгоды в будущем. В этом случае вы явно не станете поддерживать заведомого не­удачника (например, проигравшего выборы в штатах Айова и Нью-Гемпшир, которые считаются в Америке решающи­ми). Таким образом, фавориты избирательной гонки и уже действующие должностные лица обычно получают больше денег, чем «темные лошадки». А как насчет применения этих финансов? Фавориты имеют больше наличности, но актив­но тратят ее только тогда, когда имеют на это веские причи­ны. Ведь зачем использовать средства резервного фонда по­пусту, если это может понадобиться позднее, когда появится более грозный противник?

А теперь представьте, что на выборах есть два основных кандидата, один из которых привлекателен для избирате­лей, а другой — нет. Привлекательный кандидат получит го­раздо больше денег и легко выиграет избирательную гонку. Но обеспечат ли ему победу именно деньги или его привле­кательность в сочетании с деньгами?

Без сомнения, это жизненно важный вопрос, но дать на него ответ необычайно сложно. В конце концов, определить симпатии избирателей в количественном выражении совсем нелегко. Как вообще их можно измерить?

В принципе, никак — за исключением одного особого случая. Секрет тут состоит в сравнении кандидата с… ним самим. Вот именно, допустим, что Кандидат А сегодня кажется таким же, каким он был два или четыре года тому назад. То же самое можно сказать о Кандидате Б. При этом Кандидат А уже побеждал Кандидата Б на двух выборах подряд, но каждый раз тратил разные суммы денег. В этом случае, учитывая, что привлекательность обоих кандидатов осталась более или менее неизменной, можно измерить ис­тинное значение денег.

Как показывают тысячи избирательных гонок за место в Конгрессе США с 1972 года, одни и те же кандидаты часто соревнуются между собой на двух и более выборах подряд. На какую же главную мысль наводят нас цифры в подобной ситуации?

А вот здесь как раз сюрприз: количество денег, израсходо­ванных тем или иным кандидатом, не имеет почти никакого значения. Побеждающий кандидат может сократить свои расходы вдвое и потерять всего один процент голосов. Тем временем проигрывающий кандидат при удвоении своих расходов может ожидать улучшения результата всего лишь на тот же один процент. На самом деле для кандидатов име­ет значение не сколько они тратят, а кем они являются сами и кого представляют. Некоторые политики от природы привлекательны для избирателей, а другие — нет, и никакие деньги тут помочь не в силах. (Господа Дин, Форбс, Хаффингтон и Голисано в этом уже убедились на собствен­ном опыте.)

А как насчет второй половины общепринятой точки зре­ния — что количество денег, расходуемых на выборы, непо­мерно велико? Во время обычной избирательной гонки в США, которая включает в себя президентскую и парламент­скую кампании, расходуется около одного миллиарда дол­ларов в год. Эта сумма кажется довольно большой, но только до тех пор, пока вы не примерите ее к чему-то менее важному, чем демократические выборы.

К примеру, эту же сумму американцы ежегодно тратят на покупку жевательной резинки…

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)