Рубрика: Предпринимательство

Теория локуса контроля в исследованиях предпринимательства

Родоначальник теории локуса контроля Д. Роттер полагал, что высокая мотивация достижения связана с интернальным локусом контроля. Он утверждал: исходя из исследований предпринимательства Дж. Мак-Клелландом, что люди с высокой мотивацией достижения имеют тенденцию быть уверенными в своей способности контролировать результаты своих усилий и, с другой стороны, люди с интернальным локусом контроля с большей вероятностью будут бороться за достижение, чем люди с экстернальным локусом контроля.

В многочисленных исследованиях предпринимательства, осуществленных в рамках теории локуса контроля Д. Роттера, подтверждается гипотеза об интервальном типе локуса контроля у предпринимателей. В частности, Брокгауз показал, что потенциальные предприниматели (студенты-выпускники бизнес-школ) имеют более высокие показатели интернальности, чем студенты, которые намеревались стать менеджерами. Кроме того, успешные предприниматели значительно более интернальны, чем разорившиеся.

Помимо этого в исследованиях было обнаружено, что интернально контролируемый менеджер более активен и инновативен, чем экстернально контролируемый. Борланд в своих исследованиях выявил, что лучшим показателем предпринимательских намерений может служить уверенность в собственной способности контролировать события, чем высокая мотивация достижения.

Однако существует ряд исследований локуса контроля у предпринимателей, результаты которых не столь однозначны. В связи с этим некоторьми исследователями была выдвинута гипотеза о том, что высокая мотивация достижения и интернальный локус контроля не столько характеристики предпринимателей как таковых, сколько показатели успешности и неуспешности в предпринимательской деятельности, впрочем как и в любой другой профессиональной деятельности.

Неоднозначность результатов исследования локуса контроля, как и мотивации достижения и других черт личности предпринимателя, свидетельствует о тщетности попыток выявления универсального профиля личности предпринимателя. По-видимому, это невозможно вне культурного и личностно-смыслового контекста. Об этом свидетельствует возросший интерес исследователей к кросс-культурным аспектам проблемы. Так, например, было установлено, что в некоторых странах существуют внедренные в культуру интервальные или экстернальные установки. В ряде культур в противоположность североамериканскому оптимизму и уверенности преобладают фаталистические установки, которые препятствуют инвестициям и ведут к потере предпринимательских возможностей. Неуверенность в будущем и пессимистический экономический взгляд характерны для латиноамериканской и африканской культур, поскольку здесь отсутствует как ценность потребность в долгосрочных инвестициях и материальном накоплении.

Comments are closed .