Рубрика: Предпринимательство

Сущность и значение культуры предпринимательства


Культура предпринимательства является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства»:

Р. Рюттингер считает, что культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях.

О. Нойбергер и А. Компа к культуре предпринимательства относят сумму убеждений, ценностей, правил, которые делают предприятие единственным в своем роде.

Лапуста М.Г. дает следующее определение: Культура предпринимательства — это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Наиболее полное и развернутое определение дает В.Д. Козлов, отмечая, что культура предпринимательства «есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев, традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников, стиля руководства данной организационной структуры, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития».

Таким образом, культура предпринимательской деятельности определяет, каковы климат, стиль взаимоотношений и ценности предприятия.

Любая вновь возникшая организация вырабатывает свою культуру, которая предопределяет ее место, ее внутренние и внешние отношения и является образом при формировании стратегии, распределении власти, принятии решений, в поведении персонала.

Сущность культуры данной организации отражается в предписаниях, принятых ритуалах и церемониях, а также в образцах неформального поведения.

Формирование культуры предпринимательства определяется многими факторами:

  • цивилизованная внешняя предпринимательская среда
  • общественный и государственный менталитет
  • реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды,
  • сам предприниматель и его корпоративная культура

Элементы предпринимательской культуры:

  1. Законность
  2. Строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам
  3. Честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству — это действительно ведущий признак культуры предпринимательства
  4. Соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, общепринятые правила осуществления бизнеса, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др


Известный ученый-экономист Б. Карлоф выделил 10 основных признаков культуры
предпринимательской деятельности. Она:

  1. социальна, так как на ее формирование влияют все или большинство работников фирмы;
  2. регулирует поведение членов коллектива
  3. создается людьми
  4. осознанно или неосознанно принимается всеми работниками
  5. основана на соблюдении традиций
  6. познаваема
  7. способна изменяться
  8. многогранна, т.е. ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода
  9. осознаваема и не осознаваема
  10. находится в постоянном развитии

Comments are closed .