Рубрика: Предпринимательство

Ролевой подход к исследованию личности предпринимателя

Р. Хизрич среди факторов, которые значимо отличают предпринимателя от остальной популяции, выделяет: семейное окружение в детстве, образование, опыт работы, возраст и личные ценности. Перенося акцент с исследования психологических черт на социально-психологические и социоэкономические факторы, Р. Хизрич считает, что ключевым моментом в формировании предпринимательской направленности личности является социальное научение через усвоение ролевых моделей предпринимательского поведения еще в детском возрасте. Базовым механизмом усвоения этих ролевых моделей является социальное сравнение, когда в процессе наблюдения реальных случаев предпринимательства потенциальный предприниматель примеряет роль: «Если этот человек может делать это, то и я смогу делать также». По данным Р. Хизрича, в интервью предприниматели всегда указывали на какую-либо реальную «ролевую модель», с которой они «делали себя». Именно функционированием механизма социального сравнения можно объяснить присутствие в окружении предпринимателя реальных предпринимателей в лице родителей, родственников, друзей, знакомых, сверстников и т.д.

В решении открыть свой бизнес, помимо фактора социального научения, Р. Хизрич выделяет факторы профессионального и предпринимательского опыта, которые являются своего рода катализаторами и определяют успешность своего дела. Аргументирует он это тем, что, во-первых, чаще всего «свое дело» открывается в привычной сфере деятельности, где накоплен богатый профессиональный опыт, во-вторых, успешность «дела» возрастает одновременно с его порядковым номером, так как, по мнению предпринимателей, намного легче открыть второе, третье, четвертое дело, чем открывать его впервые, не имея опыта самостоятельного ведения бизнеса.

С точки зрения учета социологического, социально-психологического и ценностного аспектов анализа предпринимательства подход Р. Хизрича безусловно представляет интерес. Однако следует отметить, что автор данного подхода, концентрируя внимание на внешних факторах предпринимательства, лишь номинально обозначает ценностный аспект проблемы, не операционализируя понятия «имидж победителя», которое он вводит для характеристики мотивационно-ценностной системы личности предпринимателя.

Comments are closed .