Рубрика: Предпринимательство

Развитие учения о предпринимательстве в XX века


Последние 30 — 60 лет XX в. ученые самых разных профессиональных направлений (экономисты, философы, психологи, социологи и другие) уделяют серьезное внимание развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом развитии стран. Серьезным исследованиям подвергаются личностные характеристики предпринимателей, постоянно добивающихся успехов в своем бизнесе, разрабатываются практические рекомендации по осуществлению предпринимательских проектов.

Вторая половина XX в. — это период развития в большинстве западных стран практического цивилизованного предпринимательства. В это же время к этой актуальной проблеме обращаются видные ученые, учитывая, что в развитой рыночной экономике именно предпринимательские организации (фирмы, компании) являются наряду с домохозяйствами и государством, важнейшими хозяйствующими субъектами.

Остановимся на наиболее существенных теориях.

В связи с этим в первую очередь отметим вклад в развитие теории предпринимательства таких ученых, как А. И. Агеев, А. В. Бусыгин, В. В. Радаев, Осипов Ю. М. и другие.

Так, А. Каминка считал, что «…предпринимателем называется лицо, которое в целях извлечения прибыли само или через посредство других лиц ведет предприятие за свой счет, причем оно может вести его единолично или в соединении с другими лицами». Следовательно, предприниматель — это лицо, которое является владельцем собственного предприятия, финансирует его, руководит им и имеет главный мотив — получение прибыли.

Другой российский ученый А. Петражицкий утверждал, что предпринимателем следует признавать того субъекта, который самостоятельно, лично и от своего имени ведет хозяйственную деятельность и несет «риск всего имущества» и «ответственность всем своим достоянием». Петражицкий при определении сущности предпринимателя акцентирует внимание на несении им риска всем своим достоянием.

Рассмотрим точки зрения на предпринимательство таких выдающихся ученых-экономистов, как Ф. Хайек, И. Шумпетер и П. Друкер, внесших большой вклад в экономическую теорию.

По мнению Ф. Хайека, предприниматель характеризуется особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения прибыли, еще не замеченные другими хозяйствующими субъектами. Хайек особо подчеркивает, что в современных условиях предприниматели действуют в рамках высокой рыночной конкуренции и побеждает тот из них, кто в этой конкуренции выживает.

По мнению известного американского ученого австрийского происхождения И. Шумпетера, «предпринимательство не является профессией и в подобном состоянии нельзя находиться длительное время…».

По мнению Шумпетера
, предприниматели представляют собой особый тип людей и их деятельность является специфической проблемой, так как они выполняют функции создания чего-то нового, а сделать что-то новое объективно труднее, чем привычное и испытанное.

Шумпетер исследует проблему мотивов предпринимателя, которые соответствуют девизу: еще больше. Прежде всего, это мечта и воля основать свою частную империю и — в большинстве случаев, хотя и не всегда, — свою династию. Он выделяет следующую группу мотивов:

  • одному нужна «свобода» и «условия для развития личности»
  • другой хочет обладать «сферой влияния»
  • третий движим «снобизмом», но не станет этого делать

Вторая группа мотивов связана с волей к победе. Сюда входят, с одной стороны, желание борьбы, а с другой — стремление к успеху ради успеха. Третья группа мотивов связана с радостью творчества.

Он был противником вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, защитником свободного предпринимательства.

Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес известный американский ученый П. Друкер. Друкер стоит на точке зрения Сэя о комбинировании факторов производства как важной функции предпринимателей, причем на всемерном использовании инноваций. Вместе с тем Друкер положительно относится к основным положениям учения Шумпетера о предпринимательстве и предпринимателях.

По его мнению, под предпринимателем понимается человек, который открывает свой собственный новый мелкий (малый) бизнес, но при этом не всякий мелкий бизнес является предпринимательским, а только тот, который создает новый рынок, формирует новых покупателей.

Друкер считает, что предпринимательству следует учить. Неслучайно в США создана разветвленная сеть подготовки предпринимателей, в том числе в колледжах и университетах.

Друкер формулирует 4 предпринимательские стратегии, которые позволяют добиться успеха:

  1. ворваться первым и нанести массированный удар
  2. напасть быстро и неожиданно
  3. найти и захватить «экологические ниши»
  4. измерять экономические характеристики продукта, рынка или отрасли

Значительный научный и практический интерес имеют точки зрения о предпринимательстве и предпринимателях таких известных зарубежных ученых, как К. Веспер, Г. Пиншот, Р. Хизрич, М. Питерс, А. Хоскинг и др.

Comments are closed .