Рубрика: Предпринимательство

Психодинамический подход к предпринимательству

В последнее время в зарубежной психологии предпринимательства в работах, выполненных в рамках психодинамического подхода к анализу личности предпринимателя, появились публикации, содержащие списки психологических характеристик, входящих в «предпринимательский личностный профиль». В числе характеристик личностного профиля предпринимателя наиболее часто встречаются такие характеристики, как мотивация достижения, интернальный локус контроля, склонность к риску, ценностные ориентации, инновативность.

Мотивация достижения рассматривается как неотъемлемое свойство (атрибут) предпринимателя, где сконцентрированы свойства личности предпринимателя как целого. Предполагается, что характеристика данного образования и степень его выраженности отражают уровень предпринимательской направленности личности в целом. Применительно к анализу личности предпринимателя выделяются два направления: психоаналитическая теория мотивации предпринимательской деятельности Кетс-де-Вриза и когнитивная теория потребности достижения Дж. Мак-Клелланда.

Представителем французского психоанализа Кетс-де-Вризом предложена «реактивная модель» предпринимателя, согласно которой предприниматель (по крайней мере до его успехов в бизнесе) рассматривается как девиантный психологический тип, стремящийся к немедленному выигрышу и удовлетворению. Его отличает низкая терпимость к фрустрации и напряжению, низкий объем внимания, для которого первое впечатление, интуиция часто становятся конечным решением. Исследование и проработка проблемы (задачи) не возможны в силу того, что когнитивные процессы, как считает Кетс-де-Вриз, не выполняют интегративную функцию, так как в мышлении отсутствуют логика, концентрация, анализ, самокритичная рефлексия, активные исследовательские процессы.

Такой психотип предпринимателя характеризует импульсивный, невротичный стиль поведения: внезапность, кратковременное, оперативное планирование для удовлетворения сиюминутной цели, непосредственность переживания и выражения импульса. Базовой бессознательной мотивационной тенденцией предпринимателя является, по мнению Кетс-де-Вриза, стремление к разрешению и компенсации фрустрации и трудностей, перенесенных в детстве и связанных с типом психологической семейной структуры. Будущая структура личности предпринимателя будет в значительной степени зависеть от способа и степени контроля и принятия ребенка родителями, считает Кетс-де-Вриз.

По данным Кетс-де-Вриза в семьях потенциальных предпринимателей, отец воспринимается как строгоконтролирующий, обычно он психологически удален от ребенка или долго отсутствует, что в детских фантазиях часто является синонимом отвержения. Мать воспринимается как высококонтролирующая, но принимающая. Образы родителей постепенно интегрируются и «в случае потенциального предпринимателя восприятие высокого контроля и отвержения обычно становится преобладающим паттерном». (Кетс-де-Вриз). Ответом на отвержение и высокий контроль являются агрессивные реакции, которые могут быть перенесены либо на себя, снижая самооценку и формируя чувство вины, либо на других, вызывая вялую покорность авторитетам, постоянную готовность к «бунту» против них. Потенциальный предприниматель в условиях угрожающей и контролирующей семейной среды вырабатывает компенсаторные характерологические приспособления: гиперактивность и импульсивность противостоят внутренней пассивности и покорности, оптимизм и способность быстро восстанавливать силы — депрессии и тревожности, нонконформистское сопротивление — страху перед авторитетами, честолюбие — чувству неполноценности и беспомощности. Таким образом, предпринимательские действия являются результатом функционирования механизма компенсации, который приводит к тому, что базовые чувства неполноценности, тревожности оборачиваются во внешней деятельности стремлением к абсолютному контролю, власти, автономии. Поэтому в своей деятельности предприниматель стремится создать такую организационную структуру, где будет манипулировать, контролировать, лидерствовать. Подобный стиль поведения предпринимателя обозначается как «идентификация с паттерном агрессора» и действия рассматриваются как защитная реакция против авторитетов. Созданная организационная структура, фирма воспринимается как символ успеха, так как «предприятие — это нечто намного большее, чем средство получения прибыли; это … демонстрация способности предпринимателя создавать новую реальность … Предприятие символизирует способность предпринимателя в разрешении и компенсации фрустрации детства». (Кетс-де-Вриз).

Диаметрально противоположный психологический тип предпринимателя представлен в модели достижения, теоретическую базу которой составила теория мотивации достижения. Фактически первым психологическим исследованием личности предпринимателя является исследование мотивации достижения у бизнесменов, осуществленное Дж. Мак-Клелландом в начале 60-х годов. Собственно говоря, оно явилось первой попыткой выяснения способности предпринимателей образовывать специфический «психологический класс», отличающийся от популяции непредпринимателей.

Модель личности предпринимателя, предложенная Дж. Мак-Клелландом, является мотивационно-когнитивной, поскольку предпринимательство рассматривается как определенный способ мышления, который задает цели и задачи, вызывающие те или иные притязания и ожидания. Основное внимание здесь уделяется изучению таких переменных, которые определяют степень трудности задач, мотивирующих личность. В мотивационно-когнитивной модели личности предпринимателя принята рационалистическая модель человека, согласно которой он в действительности выполняет лишь те действия, которые хочет реализовать на основе своих ожиданий и побудительных ценностей. Таким образом, теория мотивации достижения базируется на принципе К.Левина, состоящем в том, что поведение определяется взаимодействием личности и психологического окружения (модель «ожидания х ценность»).

В любом обществе и в любой культуре существуют определенные ценности и нормы, откладывающие отпечаток и влияющие на свободу экономического выбора, на статус предпринимателя, не всегда зависящий от силы богатства или обращения капитала. На содержание мотивации достижения влияют идеалы и имплицитные модели личности, принятые в культуре. Субъективные модели успеха и экономического поведения определяют место ориентации на прибыль в ценностной структуре общественного и индивидуального сознания и задают готовность той или иной субкультуры порождать предпринимательскую активность населения. Культуры различаются не только по степени выраженности или интенсивности мотивации достижения, но и качественно, т.е. в разных культурах меняется само понятие успеха и способы его достижения. И.С. Кон пишет, что фундаментальная социокультурная установка — потребность в достижении. «Стремление к успеху существует и признается законным всеми культурами, причем в большинстве случаев оно… ассоциируется с такими ценностями, как работа, свобода, знание, успех и могущество. Однако соотношение и субъективная значимость этих факторов в разных обществах неодинаковы».

В качестве отправной точки Дж. Мак-Клелланд использовал работу М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», рассматривая потребность достижения как опосредующий фактор между религиозной этикой и экономическими усилиями личности. По мнению автора, предприниматель как личность обладает заведомо высокой мотивацией достижения, поскольку считает себя ответственным за результат деятельности при решении проблем, постановке целей и достижении их; имеет сильное желание знать, насколько хорошо он справляется с задачей; предпочитает решения, включающие средний уровень риска, когда не интересны ни гарантированный успех, ни игра случая; не любит рутинную монотонную работу; контроль собственности не является решающим и прибыль в денежном выражении важна только как мера успеха, но не сама по себе. Дж. Мак-Клелланд отмечает, что «здесь по меньшей мере очевидно стало то, что экономисты и другие так долго и так неточно называли «мотивом прибыли»… То, чем западные капиталисты действительно мотивированы — это мотив достижения, и мы можем сейчас понять, почему они так заинтересованы в деньгах и прибыли, хотя, как это ни парадоксально, не из-за их стоимости. Деньги для них — лишь мера успеха…». Дж. Мак-Клелланд, исходя из идей М. Вебера, утверждал, что протестантская этика, влияя на рост мотивации достижения, подготовила экономический рост общества. Дж. Мак-Клелланд выдвинул гипотезу о том, что потребность достижения хотя и не является врожденной, приобретается человеком в опыте раннего детства уже в 2-3 года, так что ее наличие или отсутствие может быть обнаружено уже в 6-7 лет. Именно поэтому у взрослого человека данную потребность можно изменить, но сформировать заново нельзя. По-видимому, этот факт может служить основой диагностики предпринимательских способностей.

Эмпирические исследования личности предпринимателя в рамках концепции мотивации достижения включали три этапа. Первый этап лонгитюдного исследования Дж. Мак-Клелланда позволил обнаружить, что в США, Италии и Польше школьники с высокими оценками уровня мотивации достижения демонстрируют предпочтение профессионального статуса бизнесмена по сравнению с профессиональным статусом специалиста. Второй этап показал, что 83% школьников, ставших в последствии предпринимателями, имели высокие показатели мотивации достижения на первом этапе исследования, и лишь 21% школьников, выбравших профессии вне бизнеса, демонстрировали аналогичные показатели семнадцать лет назад. Примерно такие результаты показало тестирование бывших студентов колледжей через семь лет после его окончания: 60% предпринимателей по сравнению с 41% не предпринимателей имели высокий уровень мотивации достижения, когда были первокурсниками.

На основе подобных данных Дж. Мак-Клелландом был сделан вывод о том, что высокий уровень мотивации достижения оказывает влияние на формирование решения заниматься предпринимательством. Третий этап исследования был осуществлен в рамках тренинговых программ развития мотивации достижения у бизнесменов. Тренинговые занятия показали, что в 48% случаев повышение мотивации достижения ведет к возрастанию деловой активности и, как результат, к повышению успешности предпринимательской деятельности. Полученные данные позволили Дж. Мак-Клелланду предположить, что высокий уровень мотивации достижения не только предопределяет профессиональный выбор, но и обеспечивает успех предпринимательской деятельности.

Концепция Дж. Мак-Клелланда вызвала всплеск прикладных исследований личности предпринимателя во всем мире. Практически все публикации по экономической психологии содержат результаты измерений индекса мотивации достижения у предпринимателей.

Исследования в русле концепции достижения идут по трем направлениям анализа характера связи потребности достижения и показателей предпринимательской деятельности:

  1. Анализ связи уровня мотивации достижения и степени успешности, выживаемости бизнеса.
  2. Установление связи уровня мотивации достижения и вероятности открытия бизнеса.
  3. Изучение зависимости степени инновативности и других предпринимательских характеристик от уровня мотивации достижения.

Тем не менее, за три десятилетия исследований не было получено однозначных результатов. Это связано с концептуальной неясностью понятия мотивации достижения и методической неточностью проективной техники измерения. Эти недостатки, с нашей точки зрения, могут быть устранены путем решения задачи установления подлинных побудительных сил (этиология) человеческого поведения, которая состоит в поиске связей, существующих между структурными компонентами целостной мотивационной системы, включающей в себя не только традиционно выделяемую потребностную сферу (генерализованные побуждения), но и систему смыслов «Я», самосознание личности.
Рассмотренные в рамках психоанализа и концепции достижения модели личности предпринимателя диаметрально противоположны, что свидетельствует о разнообразии психологической реальности предпринимательства, о существовании различных предпринимательских психотипов. С другой стороны, это говорит о том, что невозможно создать универсальную «формулу» личности предпринимателя, исходя из некоторых базовых черт или характеристик.

Обе мотивационно-динамические концепции личности предпринимателя в отечественной психологии характеризуются как адаптивные тенденции исследования личности, поскольку рассматривают поведение личности предпринимателя как изначально устремленное к цели — успеху или компенсации детских фрустраций.

Обе модели выделяют только побудительный уровень мотивации, тогда как «для человека более специфическим и иерархически более высоким является содержательно-смысловой уровень мотивации. На этом уровне осуществляется мотивационная регуляция наиболее сложных форм человеческой деятельности, для которых характерно активное, «инициативное» отношение к действительности, а не только адаптивное».

Comments are closed .