Рубрика: Предпринимательство

Когнитивное направление исследований личности предпринимателя

Для когнитивного подхода к исследованию личности характерно положение о том, что любое оптимальное поведение направлено на максимизацию пользы и эффективности при минимуме затрат. В отечественной психологии такой подход рассматривается как прагматический вариант принципа адаптивности. Прагматический вариант анализа исходит из определения предпринимателя как человека «рационального», а предпринимательские действия или решения как приспособительного образования, как утилитарной полезной деятельности.

Когнитивная психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, которое возникло в конце 50 — начале 60-х гг. XX в. Главная задача когнитивной психологии — доказательство решающей роли знания в поведении субъекта (У. Найссер). В связи с этим центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, Р. Шепард). Интенсивно разрабатываются когнитивные теории эмоций (С. Шехтер), индивидуальных различий (Г. Айзенк) и личности (Дж. Келли, М. Махони).

Помимо тех характеристик личности предпринимателя, которые, были рассмотрены выше, предпринимателю приписывается наличие специфических особенностей когнитивного стиля — относительно устойчивых индивидуальных показателей познавательных процессов, которые выражаются в используемых познавательных стратегиях.

В качестве особенностей когнитивного стиля выделяются инновативность мышления в противоположность адаптивности, преобладание интуитивного мышления над рациональным, функционирование особого рода «эвристик», креативность мышления.

Одной из базовых характеристик личности предпринимателя является инновативность, которая предполагает способность создания и внедрения различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

В рамках когнитивного направления исследований личности предпринимателя разработана концепция инновативности-адаптивности как отличительных характеристик когнитивного стиля предпринимателей и менеджеров (Киртон). Автор концепции предлагает рассматривать инновативность предпринимателя как специфический когнитивный стиль, для которого свойственно «продуцировать «разрывы» в привычных паттернах мышления и поведения, изменять вещи, делая их иными, а не улучшать старое до бесконечности. Инновативности предпринимателя Киртон противопоставляет адаптивность когнитивного стиля менеджера, который предпочитает решать проблемы привычным способом и вносить изменения только в рамках установленных организационных норм, улучшая уже существующий и отлаженный порядок вещей, вникать в мельчайшие детали проблемы. Это вполне объяснимо, поскольку предприниматель, в отличие от менеджера, является хозяином собственной фирмы и обладает большей степенью свободы.

Сравнительное исследование предпринимателей и правительственных чиновников, проведенное Киртоном, показало значимые различия по шкале адаптивности-инновативности (KIA).

В последние годы в когнитивной психологии активно разрабатывается целое направление по исследованию принятия решений в ситуации неопределенности и риска. Анализ когнитивных аспектов предпринимательской деятельности позволил некоторым исследователям сделать предположение о том, что предприниматели могут действовать иначе, чем другие люди вследствие наличия особого рода эвристик и особого характера функционирования этих эвристик в ситуации риска. Именно наличие когнитивных эвристик помогает предпринимателю принимать неординарные решения, проявлять креативность в экономической сфере деятельности. Например, если в ситуации неопределенности и риска предприниматель не припоминает ничего аналогичного включенным в нее элементам, вместо восприятия их как истинных, то он инстинктивно уклоняется от данной ситуации. Предприниматели быстрее других видят сходство между ситуациями и действуют под влиянием воспринимаемого сходства раньше, чем кто бы то ни был другой.

Применительно к контексту предпринимательства когнитивная теория предлагает эвристику «репрезентативности» и эвристику «конкретности». По поводу первой К.-Э. Вернерид высказывает мнение, что предприниматели «сопротивляются соблазну репрезентативности», провоцирующему принимать решение на основании сходства ситуации или объекта с определенным классом ситуаций или объектов, а не на основании статистических оценок частоты их встречаемости. Предприниматели создают собственные «ниши» или классы ситуаций и объектов, существенно отличающиеся от принятых. Суть второй заключается в том, что люди склонны помнить информацию точно в таком же виде, в каком она была ими получена. Тот же К.Э. Вернерид считает, что на основании реальных случаев предпринимательского успеха, известных из чужой или собственной практики, предприниматели способны переформулировать имеющуюся информацию так, что создается возможность коррекции и изменения стандартного способа действий в соответствии со своими пред-ставлениями, а не действовать стереотипно.

На основе ряда исследований информационных процессов у предпринимателей Гилад выделяет три сферы достаточно уникальных информационных интересов:

  • а) исследование возможностей или информационную «бдительность»;
  • б) информационную «предубежденность» в принятии решений;
  • в) специфические информационные механизмы в ситуации неудачи.

Информационная «бдительность» означает постоянное отслеживание, «просеивание» информации при относительном иммунитете к предвзятым мнениям. Гилад также установил ряд когнитивных различий между предпринимателями и менеджерами. Предприниматели стремятся получать информацию, связанную с бизнесом, из более широких источников. В этом информационном поиске предприниматели стремятся избежать ошибок, тогда как менеджеры стремятся избежать ошибок в исполнительской деятельности. Гиладом также было установлено, что деньги определяют восприятие ситуации лишь в самом начале предпринимательской деятельности. В период стабильности информационные процессы в предпринимательстве определяются предвидением будущего своего «дела» как основной движущей силой.

Результаты когнитивных исследований предпринимателей и попытки выделения универсальных характеристик личности предпринимателя носят весьма противоречивый характер, хотя теоретически и методически когнитивный подход к личности предпринимателя в зарубежной психологии достаточно разработан. Следует отметить, что различные теоретические подходы предлагают противоположные когнитивные характеристики личности предпринимателя. Когнитивный и мотивационно-когнитивный подходы рассматривают предпринимателя как рационального, когнитивно сложного человека с аналитическим мышлением и уникальными информационными характеристиками, в то время как когнитивные процессы предпринимателя в психоаналитическом подходе характеризуются как «поврежденные».

Сравнивая когнитивные стили предпринимателей и менеджеров, Гэсс приписывает предпринимателю «ограниченный временной горизонт, урезанную временную перспективу», конкретность мышления и интерес к деталям и отмечает, что «рационально- менеджерская идеология бизнеса имеет тенденцию к связи с более сложными, интегрированными способами мышления, по сравнению с интуитивно-предпринимательской идеологией, где преобладают простые когнитивные структуры». Гэсс связывает догматичность предпринимателей с низкими показателями инновации и темпов роста фирмы.

Comments are closed .