Рубрика: Предпринимательство

Исследование ценностных ориентаций предпринимателей

Попытки выявления универсального предпринимательского профиля не увенчались успехом и ряд исследователей обратились к анализу специфики системы предпринимательских ценностей, который означал возврат к истокам анализа предпринимательства, начатый М. Вебером. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер приписывал причины возникновения предпринимательского «духа» действию особой этической системы — системы религиозно-этических идей протестантизма. Им были выделены «идеальные» типы предпринимателей. В качестве критериев классификации были использованы моральные принципы и ценности религиозной этики.

Система ценностей, некоторыми исследователями изучения ценностных ориентаций предпринимателей, рассматривается как ключевой элемент для понимания предпринимательского поведения. Различия в поведении людей объясняются различиями в их ценностных структурах. Соломон и Ферналд полагают, что «система ценностей может быть рассмотрена в качестве функции, которая разрабатывает генеральные планы деятельности …». Ими был осуществлен сравнительный анализ ценностных ориентаций потенциальных предпринимателей и менеджеров — студентов бизнес-колледжа и работающих предпринимателей и менеджеров. Полученные на основе ранжирования набора терминальных и инструментальных ценностей методики М. Рокича результаты показали преобладание у предпринимателей по сравнению с менеджерами таких ценностей, как свобода, самоуважение, ответственность и независимость. Кроме того, ими также было показано, что существует большой разброс ранговых оценок у мужчин-предпринимателей по сравнению с женщинами и студентами бизнес-колледжа.

Многие исследователи подчеркивают, что типичного предпринимателя отличает от обычного работника независимость и ценность интереса дела. Семья является второстепенной по сравнению с бизнесом. Кроме высокой независимости в качестве предпринимательских ценностей выделяются эффективное лидерство, низкая потребность в поддержке и высокая потребность достижения (Хорнедей, Эбауд). У предпринимателей в области высоких технологий Комивз обнаружил так называемое «эстетическое чувство», низкие показатели религиозных и экономических ценностей. Большой интерес представляют данные исследований потенциальных предпринимателей в Англии — подростков, включенных в Юношескую предпринимательскую схему, которые свидетельствуют о преобладании у них традиционных протестантских ценностей «упорного труда и осуждения досуга» в отличие от ровесников, не занимающихся бизнесом.

Традиционно приписываемые предпринимателю ценности Р. Хизрич считает свойственными для успешного человека вообще, в том числе и успешному предпринимателю.

В психологии личности предпринимателя наиболее разработанным является исследование так называемой организационной культуры. К. Э. Вернерид определяет ее как «определенный тип значений, принятый среди членов группы, что обеспечивает некоторую общность в интерпретациях объектов и событий, относящихся к созданной человеком среде, а также предполагает наличие общепринятых символов для выражения этих значений». Данное понятие характеризует индивидуальную систему ценностей предпринимателя как основателя фирмы, носителя ее идеологии. Более того, эта система ценностей внедряется в сознание персонала в целях контроля за поведением сотрудников, а главное для обеспечения идентификации с целями организации. Подобная организационная идеология разными авторами описывается по-разному. Так, например, Кетс-де-Вриз описывает ее как «атмосферу авантюры», Р. Хизрич — как внедрение символов и имиджа «победителя». Однако идеология фирмы может иногда приходить в противоречие с экономическими ценностями и целями, поскольку диктуется выбор менее прибыльной стратегии, которая согласуется с имиджем фирмы. Исследователями были обнаружены различия в организационной культуре фирм в зависимости от их ориентации: на дело — прибыль и рост фирмы или на личные интересы — стремление к независимости, уровень жизни семьи (Карланд). Эттингер показал, что в тех случаях, когда предприниматель ориентирован на власть, наблюдается стремление внедрения ценностей роста фирмы для расширения и усиления этой власти, в то время как при ориентации на независимость наблюдается озабоченность тем, чтобы не приносить в жертву эту независимость, которой предприниматели рискуют при чрезмерном росте организации.

Таким образом, исследования показывают, что попытки изучения ценностной структуры предпринимателей осуществлялись либо на уровне идеологии бизнеса (в ее узкокультурном смысле) в контексте организационной культуры, либо на самом широком уровне общечеловеческих ценностей (в интерпретации М. Рокича). Тем самым большинство исследователей ценностей предпринимательства не смогли избежать повторения теории «черт» в своем стремлении к обобщениям, основанным на специфической черте, в данном случае — на универсальной ценности. Предпринимательский этос как система ценностей, идеалов и профессиональных стереотипов, характерных для предпринимателей как особой социально-профессиональной общности, в этих исследованиях не рассматривался.

Одним из наиболее плодотворных, на наш взгляд, является разрабатываемый в рамках игровой модели предпринимательской деятельности подход к анализу этических структур личности предпринимателя. Авторы данного подхода отстаивают тезис о том, что предприниматель является одновременно субъектом профессии, мироотношения и игрового стиля жизни с присущей «игровой» моралью. Исходя из гипотезы об общей природе морали и игры, исследователи рассматривают предпринимательство как образ жизни, как жизненный путь личности прежде всего в его нравственных координатах. Авторы концепции подчеркивают, что игровой подход к этике предпринимательства является «средством противостояния такой игре в «честный бизнес», когда соблюдение этических норм мотивируется лишь эффективностью дела, а не его смыслом, когда этика бизнеса оказывается собственно бизнесом (бизнес на этике бизнеса)». Тем самым, авторы пытаются преодолеть этический нейтралитет традиционной рационалистической психологии предпринимательства, подчеркивая, что как нельзя исключить из нравственных координат анализ личности в целом, так нельзя исключить из нравственных координат анализ личности предпринимателя. Исследователи предлагают рассматривать любую предпринимательскую «черту» с точки зрения ее принадлежности к предпринимательскому профессиональному этосу.

Comments are closed .