Рубрика: Предпринимательство

Что несет предпринимательство своему герою?

1. Что для нового предпринимателя кажется более важным? Во-первых, потребности выживания — в материальном, профессиональном и общечеловеческом смысле слова, что, очевидно, обусловлено нависшей как туман общей атмосферой никак не рассасывающегося кризиса. А во-вторых, потребности социального порядка, включающие необходимость социального самоутверждения и реализации неких ценностных начал идеи служения — своей семье, обществу. Последнее скорее всего связано с проблемами недостаточной встроенности предпринимателей в привычную социально-ролевую структуру, стремлением оправдать претензии на свою особую позицию в обществе.

Потребности собственно в труде, в своем профессиональном росте, в разного рода инновационной активности не поднимаются по важности выше среднего уровня (в этом отношении российские предприниматели заметно отличаются от своих западных коллег, для которых потребности профессионального роста играют значительно большую роль ). Впрочем, еще менее наши предприниматели расположены к гедонизму и к воспроизведению привычного уклада жизни и работы. Люди-то они в общем беспокойные. Хотя беспокойство это скорее эмоционального, чем профессионально-познавательного свойства. И направлено оно в большей степени на поиск новых социальных позиций, нежели на стремление к материальному вознаграждению.

2. Какие требования не удовлетворяются? Плохо обстоят дела с обеспечением гарантированного выживания, в том числе и материального; ощущением уверенности в будущем, в том, что тебе помогут работающие с тобой люди. С этим же во многом связан и не вполне благоприятный эмоциональный фон.

3. Какие требования удовлетворяются? Относительно благоприятная ситуация наблюдается с удовлетворением потребностей в самоутверждении и реализации основных альтруистических ценностных мотивов. По крайней мере, сами предприниматели считают, что достигают в этом отношении успеха, приносят пользу окружающим людям, выполняю свой долг (окружающие, как вы понимаете, могут считать иначе). Хорошо удовлетворяются в среднем потребности в труде. Но в большей степени это связано не с профессиональным ростом, но с поддержанием традиционного порядка вещей — использованием имеющегося опыта в делах, хорошо знакомых по личному опыту.

4. В материальном отношении предпринимательство не несет большинству особо радужных перспектив. И хотя материальные требования, судя по всему, имеют большее значение, нежели пытаются показать сами респонденты, во многом реализация этих требований есть лишь способ удовлетворения иных, более сложных потребностей.

5. Средняя величина неудовлетворенности предпринимательской деятельностью по сумме всех признаков не так уж велика (-0,12). Но в данном случае усреднение скорее «затемняет» ситуацию, ибо в нем взаимопогашается ряд важных негативных эффектов. Возникает вопрос: где обнаружен положительный знак в степени реализации требований к своей деятельности? Там, где речь идет о сложности и ответственности работы, ощущениях риска, возможности проверить свои способности, влиять на действия и поступки людей. Относительно высокая удовлетворенность в данном случае суть нелегкое бремя, причем бремя, может, и неизбежное, но далеко не всегда желаемое. Не удовлетворены же в большей степени среди прочих желания достигнуть независимости, стабильности, поддержки. Складывается впечатление, что в среднем по сумме требований все более или менее благополучно, но в конкретных случаях предприниматели получают от своей деятельности часто не совсем то, что они хотят.

Если же рассматривать мотивы не как побудительные причины действия, а как вербальные суждения, с помощью которых люди объясняют и защищают эти действия (для чего в действительности даже больше оснований ), то господствующий способ такого объяснения будет, пожалуй, выглядеть следующим образом. Нас, но сути, пытаются заверить: «Мы не гонимся за высокими доходами, а получаем еще меньше, чем хотим. Предпринимательство для нас не способ решения своих эгоистических проблем (личного потребления, собственных удовольствий). И даже не решения проблем своего профессионального и личностного саморазвития. Мы занимаемся этим, потому что всем нужно как-то выжить. Мы разворачиваем нашу деятельность для того, чтобы помогать своим ближним». Выдвижение подобных мотивов свидетельствует о том, что проблема оправдания, легитимации предпринимательской деятельности в нашем сегодняшнем сообществе остается достаточно острой.

В заключение хотелось бы отметить, что мы в принципе не склонны прибегать к «оружию» линейных дихотомий типа: «цивилизованное предпринимательство» — «дикое предпринимательство»; доказывать, что российские предприниматели ничем не отличаются от своих западных собратьев, что они полностью «готовы к рынку» или, наоборот, что их действия сугубо иррациональны и существует некая особая порода — «российский предприниматель». Мы не торопимся в данном случае набросать крупными мазками портрет «загадочной русской души» или рисовать этюды на тему «менталитет российского предпринимателя». Мы также не касались и психологических свойств характеpa, личностных черт наших предпринимателей. Мы не ставим чисто философских задач, но пытаемся анализировать тот социальный контекст, в котором складывается и протекает деятельность предпринимателей, раскрывать конкретную социальную обусловленность их действий. Социологическая же кухня предлагает такую, иногда грубоватую пищу, без которой неизбежно хиреет и всякий дух метафизических изысканий.

Впрочем, и на нашем пути мы скорее обнаруживаем загадки, нежели решаем их. Мы ведь только переступили порог, за которым начинается объяснение получаемых фактов.

Comments are closed .