Рубрика: Организация производства

Цель, функции и принципы организации предприятия

Предприятие — это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества про­изводит и реализует продукцию, выполняет работы, оказы­вает услуги.

Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удов­летворения интересов собственника имущества предприятия и ею работников.

В процессе своей деятельности предприятие выполняет следующие функции:

  1. Управление финансами. Его цель — обеспечение финан­совой устойчивости и ликвидности. В условиях рыночной эко­номики эта функция выдвигается на первый план. Резко повы­шается значимость финансовых ресурсов, с помощью которых осуществляется формирование оптимальной структуры капи­тала и наращивание производственного потенциала предпри­ятия, а также финансирование текущей хозяйственной дея­тельности.
  2. Управление персоналом. Выражается в отборе и приеме на работу, подготовке и переподготовке персонала в соот­ветствии с потребностями бизнеса, решением всех вопро­сов, касающихся его эффективного использования.
  3. Исследования и разработки. Деятельность по созданию новых видов продукции и технологических процессов, улуч­шению существующих с целью повышения эффективности производства и расширения рынка сбыта.
  4. Маркетинг, обеспечивающий исследование рынка, оп­ределение нужд и запросов потребителей, реальные заказы на продукцию и успешную ее реализацию.
  5. Производственная, которая вытекает из главной задачи предприятий  получения прибыли. Возможна только за счет производства продукции, работ и услуг, необходимых об­ществу.
  6. Логистика. Данная функция реализуется в результате приобретения сырья, комплектующих, машин, оборудова­ния и других материальных ценностей, необходимых для хозяйственной деятельности. Организует кооперированные поставки узлов и деталей.
  7. Экологическая, предусматривающая выпуск экологиче­ски чистой продукции и снижение ее природоемкости. Эко­логическая деятельность предприятия направлена на сниже­ние и компенсацию отрицательного воздействия его произ­водства на окружающую среду.
  8. Социальная. Обеспечивает условия для воспроизводства рабочей силы, материальную заинтересованность в результа­тах груда. Предприятие несет ответственность за производст­венный травматизм, обязано обеспечить безопасные условия труда своим работникам. Важной составляющей социальной деятельности является обеспечение подготовки, переподго­товки и повышения квалификации персонала.

Основными принципами предприятия явля­ются:

  • организационно-административная обособленность
  • финансово-экономическая самостоятельность
  • производственно-техническое единство

Организационно-административная обособленность означа­ет, что предприятие имеет обособленное имущество, еди­ный коллектив, единую администрацию и обладает правом юридического лица.

Финансово-экономическая самостоятельность заключается в том, что предприятие организует свою деятельность на ос­нове самоокупаемости и имеет единую законченную форму учета и отчетности.

Производственно-техническое единство обеспечивается со­вокупностью основных средств (зданиями, сооружениями, машинами, оборудованием и др.), объединенных в особые производственные подразделения и части, технологически связан­ные в процессе производства продукции (работ и услуг).

Предприятие — это открытая система, которая получает из экономической  (внешней) среды ресурсы и поставляет в нее свой продукт.

Экономическая среда — это совокупность активных хозяй­ствующих субъектов, экономических, общественных и при­родных условий, национальных и межгосударственных ин­ституциональных структур и других внешних условий и фак­торов, действующих в окружении предприятия и влияющих на его стратегию и тактику.

С позиций структуризации факторов и учета субъектов экономическая среда предприятия подразделяется на:

  • микросреду, представляющую собой области прямого влияния на предприятие, которые создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (ус­луг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, законы и государственные органы, финансово-кредитные учреждения и другие контактные аудитории
  • макросреду, оказывающую косвенное воздействие на предприятие и ею микросреду (международные события, состояние экономики, научно-технический прогресс, политические и социально-культурные факторы)

Особая зависимость предприятия от сети поставщиков ма­териально-технических ресурсов проявляется в виде потребно­сти в материалах, оборудовании, рабочей силе, энергии, капи­тале для создания основных и оборотных средств, а также обес­печения беспрерывного и ритмичного процесса деятельности.

Выживание предприятия в условиях рыночных отношений в значительной мере определяется его способностью нахо­дить и удовлетворять запросы потребителей своего продукта. В решении данной задачи немаловажную роль играют торго­вые и маркетинговые посредники, позволяющие создавать и расширять рынки сбыта продукции и услуг предприятия.

От поведения конкурентов зависят в первую очередь ры­ночные позиции предприятия.

Законы и государственные органы в конечном итоге опре­деляют правовое поле и рамочные условия деятельности пред­приятия, которые могут поощрять либо сдерживать развитие тех или иных субъектов хозяйствования.

От состояния и деятельности финансово-кредитных учрежде­ний напрямую зависят возможности предприятий по привлече­нию заемного капитала и инвестиций, их стоимость.

Определенное влияние на развитие предприятия оказыва­ет и циклическая динамика экономической системы и ее состояние в целом. При наиболее неблагоприятном варианте макроэконо­мические факторы (инфляция, денежно-кредитная, налоговая, ценовая политика государства, нестабильность финансовых рынков и др.) могут привести к возникновению экзогенного (внешнего) кризиса предприятия.

Научно-технический прогресс и связанные с ним иннова­ции являются важнейшим факторов обеспечения конкурен­тоспособности продукта предприятия и формирования по­тенциала его развития.

Международные события в первую очередь сказываются на условиях работы предприятий, осуществляющих внешнеэко­номическую деятельность. Кроме того, на международные события активно реагируют финансовые рынки, что в свою очередь может отразиться и на состоянии национальных рын­ков и косвенно на деятельности отечественных предприятий.

Фактор политической стабильности большое значение имеет для предприятий, имеющих рынки сбыта или ведущих операции за рубежом, а также определяет возможности при­влечения иностранного капитала.

Социокультурная среда (целевые установки, жизненные ценности, традиции) оказывает влияние на формирование потребностей потребителей (цвет, форма, разнообразии то­варов), характер взаимоотношений в коллективе и внутри­фирменную культуру.

В специальной литературе представление о значении эко­номической среды и необходимости учитывать силы, внеш­ние по отношению к организации, появились в конце 50-х годов прошлого столетия. Особую актуальность данная про­блема приобрела на рубеже 70—80-х годов XX века по причи­не, прежде всего, стремительного научно-технического про­гресса, формирования изменчивой (турбулентной) внешней среды, характеризующейся повышенной неустойчивостью и неопределенностью.

Для стабильного функционирования и развития предпри­ятия необходимо умение адаптироваться к воздействию внеш­них факторов, наиболее полно использовать благоприятные условия, нейтрализовать действие негативных факторов. Важ­но, чтобы стратегические цели развития предприятия воспри­нимались внешней средой. В основе решения данных задач ле­жит оценка и анализ внешней среды.

Для характеристики внешней среды важными являются сле­дующие показатели:

  • сложность — число факторов, на которые предприятию следует реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. В данном случае соответственно можно говорить о про­стой и сложной внешней среде предприятия
  • взаимосвязанность факторов внешней среды — уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы
  • динамизм — темп изменения, скорость, с которой про­исходят изменения в окружении предприятия. Подвижность внешней среды оценивается исходя из частоты, величины и регулярности изменений факторов
  • неопределенность (непредсказуемость будущего) — функ­ции от количества и надежности информации о конкретных внешних факторах. Чем выше неопределенность, тем с боль­шим числом проблем приходится сталкиваться менеджерам предприятия
  • привычность событий — новизна возникающих изменений

В теории менеджмента, прежде всего стратегического, разработаны ряд методов, позволяющих проводить анализ внеш­ней среды. Из наиболее распространенных и признанных прак­тикой можно отметить: SWOT-анализ, РЕST-анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии организации, метод «5 х 5», матрица Дж. X. Вильсона «вероятность усиления фактора — воздействие фактора на организацию» и др.

Comments are closed .