Рубрика: Психология управления

Стресс на работе

Наиболее подвержены стрессам работники управленческого аппарата (59%) и сферы обслуживания (52%).

Страх, неуверенность в завтрашнем дне, «карьерная лихорадка» лежат в основе стресса.

Социальные и психологические ситуации оказывают более вредное воздействие на организм человека, чем физические и химические стресс-факторы.

Часто стресс-фактором становятся отношения между рядовыми работниками и руководителями, особенно в случае, когда у подчиненных обострено чувство несправедливости, а у начальников берет верх самолюбие.

Причинами стрессовых ситуаций могут стать поручения руководителей, противоречащие функциональным обязанностям подчиненного, необходимость одновременного выполнения нескольких задач, слишком сжатые сроки для той или иной работы, отсутствие морального и материального поощрения за хороший труд и т.д. Стрессовая «стоимость» любого конфликта выражается в увеличении нервного напряжения, резком уменьшении доверия к руководству и организации и в конце концов и в физиологических изменениях.

При этом появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе, подавляется чувство собственного достоинства, повышается артериальное давление, частота сердцебиения.

Лишение любимой работы, хотя бы временное, представляет опасность для человека. Политический обозреватель Владимир Цветов, бывший долгое время корреспондентом в Японии, приводит такой пример. Рабочий, который распространял в одном из цехов концерна «Мацусита дэнки» газету коммунистов «Акахата», был подвергнут следующему наказанию: у входа на завод у проходной ему построили домик – однокомнатную будку – и сказали, что отныне его производственное задание – находиться в будке весь рабочий день и ничего не делать. Зарплату он получал исправно наравне с членами бывшей бригады. Через месяц вынужденного безделья у рабочего развился такой сильный стресс, что его отправили в больницу с нервным расстройством.

К факторам, способствующим развитию стресса и его вредных последствий, относятся:

  1. вынужденная смена работы на менее интересную, на менее оплачиваемую, требующую больших физических и психических затрат
  2. неблагоприятные семейные условия; жилищные и материальные затруднения, асинхронный режим работы супругов, дефицит времени на ведение совместного домашнего хозяйства и др.
  3. работа, сопряженная с длительным сидением или стоянием, монотонная, требующая постоянного внимания и не позволяющая проявить творчество
  4. вынужденный уход с удовлетворяющей человека работы
  5. резкое возрастание ответственности
  6. работа, связанная с постоянным действием шума, температуры, влажности и вибрации, особенно на медленно адаптирующихся к внешней среде людей, для которых характерно тревожное состояние
  7. неумение ладить с коллегами и т.д.

Ни у кого не вызывает сомнений, что критика, особенно недоброжелательная, задевающая чувство гордости, приводит к развитию достаточно сильного стресса. Только люди с очень сильным характером в состоянии без ощутимых вредных последствий выдержать критику. Для каждого из нас естественно ожидание одобрения собственных действий, поэтому критика вызывает сильную реакцию самозащиты.

Для предотвращения развития стресса у подчиненного руководитель не должен одергивать его без особой надобности, подвергать критике без соблюдения элементарного такта.

Сегодня, как никогда раньше, возникает острейшая проблема: на каждом предприятии, в каждом учреждении, организации дело должен возглавить лидер – человек высоких профессиональных и нравственных качеств, яркого ума, смелый, решительный и уверенный в себе.

Ведь от личности руководителя зависит, на каком счету находится возглавляемое им предприятие или учреждение, насколько успешно идут в нем дела, какова там нравственная атмосфера. С лидером не по должности, а по профессиональным, деловым, нравственным качествам связывают работники предприятия многое и в своей служебной биографии.

Американские психиатры на основании изучения сотен больных составили таблицу, по которой можно «измерить» степень стресса. Они обнаружили, что даже малейшее нарушение установленного порядка, например, неправильная парковка автомобиля, вызывает у человека 11 единиц стресса (имеется в виду некая условная величина). Бурные праздники оборачиваются 12, а хлопоты, связанные даже с оформлением отпуска, – 13 единицами. Самым большим стрессовым напряжением ученые считают смерть близкого человека (100 единиц), развод (73 единицы), лишение свободы или смерть знакомых (63 единицы). Составители таблицы считают, что более 200 единиц стресса человек пережить не может.

Английские ученые на основании годичных наблюдений составили шкалу стресса для полутораста профессий. Степень стрессовой нагрузки определили по частоте сердечных приступов, заболеваний, а также по количеству разводов, дорожно-транспортных происшествий, по распространению алкоголизма. Вот некоторые результаты по условной 10-балльной шкале: шахтеры – 8,3; полицейские – 7,7; журналисты и строители – 7,5; артисты и зубные врачи – 7,2; политические и общественные деятели – 7,0; врачи – 6,8; водители автобусов – 5,4; дипломаты и фермеры – 4,8. Наиболее благополучными оказались сотрудники библиотек и музеев – 2,8.

Среди представителей любой профессии есть много нервных людей, хотя ситуация, когда стресс принимает форму ярко выраженной болезни и сопровождается массой неприятностей (включая названные выше), все же распространена реже, нежели случаи «тайного стресса», стресса скрытого, который, если к нему не отнестись со всей серьезностью уже в зародыше, может получить нежелательное развитие и привести к деформации личности.

Comments are closed .