Рубрика: Психология управления

Информационный стресс

Любая разновидность психологического стресса (личностного, межличностного, семейного, профессионального и т.п.) является в своей основе информационной. Источником его развития служат внешние сообщения, информация о текущем (реальном) и предполагаемом, вероятном воздействии неблагопристойных событий, их угрозе, или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений, извлекаемых из памяти сведений о «травмирующих» психику событиях, ситуациях и их последствиях. Эти реакции, как правило, связаны с продуцированием негативных эмоций, развитием чувства тревоги на всем протяжении существования конфликтной ситуации (реальной или воображаемой) – вплоть до ее разрешения или субъективного преодоления этого состояния. В этих видах психологического стресса информация о неблагоприятном, опасном событии является пусковым моментом, определяющим угрозу его возникновения и формирующим чувство тревоги, психическую напряженность на основе актуализации психического образа ситуации профессиональной деятельности.

В системах управления информационные процессы являются основным содержанием профессиональной деятельности.

Традиционно термин «стресс» используется для обозначения биохимических, психических проявлений адаптационной активности в ответ на экстремальные воздействия любых значимых для организма, факторов. Благодаря развертыванию неспецифических адаптационных процессов организм сохраняет на определенный период времени целостность и жизнедеятельность при воздействии стрессоров. Очевидно, неспецифические адаптационные процессы выполняют стабилизирующие функции в ответ на экстремальные воздействия за счет расхода «ресурсов» компенсирующих функций, в результате чего для организма сохраняется возможность решения стоящих перед ним жизненных задач.

В условиях воздействия на субъект деятельности экстремальных значений информационных факторов у него отмечаются изменения биохимических реакций, ряда физиологических функций и некоторых психологических показателей, характерных для эффектов воздействия физико-химических стрессоров и являющихся неспецифической адаптационной реакцией организма.

При воздействии различных экстремальных факторов в системе приема и преобразования информации наблюдается снижение объема оперативной памяти, сужение объема восприятия и внимания, затруднения в переключении и распределении внимания, изменения в оперативном мышлении, которые в силу включения компенсаторных процессов не всегда приводят к нарушению деятельности.

Неспецифические адаптационные процессы, развертывающиеся в ответ на воздействие стрессоров в системе приема и преобразования информации, обеспечивают ограничение числа перерабатываемых единиц информации.

Информационный стресс можно определить как состояние повышенной психической напряженности с явлениями функциональной вегетосоматической и психической дезинтеграции, негативными эмоциональными переживаниями, нарушениями работоспособности в результате неблагоприятного влияния факторов эмоционального взаимодействия.

Наиболее распространенными стрессогенными факторами информационного содержания процесса деятельности являются:

  1. Семантические – а) дефицит информации; б) противоречивость информации; в) субъективная сложность задачи; г) низкая субъективная вероятность поступления и восприятия информации; д) избыточность информации; е) субъективная сложность задачи и т.д.;
  2. Временные – а) дефицит времени; б) высокий темп предъявления информации; в) аритмичность предъявления информации; г) возрастающий информационный поток; д) возрастающий темп предъявления информации;
  3. Организационные – а) неправильный выбор необходимой информации; б) отвлечение внимания; г) объективная сложность задачи и т.д.;
  4. Технические – а) отказ системы; б) маскировка сигнала; в) блокировка сигнала; г) отключение сигнала; д) искажение информации; е) сложная информация; ж) интерференция сигналов; з) противоречие информационных признаков ситуации; и) недостаточный привлекающий эффект сигнала.

Специфичность реагирования при стрессе обусловливается не только характером внешней стимуляции, но и психическими особенностями личности. Установлены выраженные различия в характере ее реагирования и поведения при воздействии одного и того же стрессора. Обращено внимание на то, что эмоциональная реакция личности является существенным внутренним условием, определяющим ее психическую деятельность.

Comments are closed .