Рубрика: Производственный менеджмент

Реализация стратегической ориентации реформирования предприятий промышленного комплекса Республики Беларусь

Важным условием реального продвижения в реализации стратегических целей реформирования промышленного комплекса является установление благоприятных условий, не препятствующих реализации стратегической ориентации проводимых реформ.

С учетом долгосрочной стратегии государства на создание экспортоориентированной экономики остается высоким и внешнеэкономический потенциал белорусского предприятия, заключающийся в следующем:

  1. Возврат старых рынков. По самым скромным оценкам, предприятия стран СНГ потеряли более половины рынков бывшего СССР, но шансы, безусловно, есть, особенно в развивающихся странах.
  2. Оценка технологии: использование возможностей работы с передовыми технологиями, разработанными в Беларуси (бывшем СССР), особенно предприятиями белорусского военно-промышленного комплекса (ВПК), поскольку он имеет технологии так называемого двойного назначения: их можно использовать и в мирных целях (например, специальные грузовики, дорожно-строительная и кузнечно-прессовая техника).
  3. Соразмерный экспорт: экспортировать различного рода товары, которые в зарубежных странах (прежде всего в развитых) вполне могут конкурировать с менее качественными и более дешевыми товарами азиатских, латиноамериканских и африканских производителей.
  4. Встраивание в технологические цепочки зарубежных производителей.
  5. Использование национальных преимуществ на уровне фирмы: высококвалифицированная и относительно недорогая рабочая сила; достаточно высокий уровень исследований и разработок в ряде отраслей; опыт работы персонала в странах Азии, Африки и Латинской Америки еще в советский период.
  6. Использование возможностей углубленной переработки сырья и материалов с существенным увеличением добавленной стоимости (нефтепереработка, химическая промышленность, металлургия, древесина, льноволокно, фрукты и т.д.).
  7. Использование государственных и региональных возможностей при вхождении в международный бизнес, т.е. слежение фирмы за межгосударственной, государственной и региональной активностью (развитие сети транспортных коммуникаций, соглашения, программы установления квот, предоставление льгот и преимуществ и т. д.).

Решение выхода на международные рынки требует стабилизации валютного рынка страны, наличия механизмов взаимодействия финансовой инфраструктуры и валютного рынка с международными финансовыми организациями.

Исходя из методологии системного подхода, решение главных вопросов реформирования и их взаимосвязь с процессами трансформации мирового сообщества следует рассматривать, прежде всего, на макроуровне, включая создание условий:

  • для эффективного развития экспорта – импорта в Беларуси
  • для развития инвестиционного процесса и привлечения иностранных инвесторов, в т.ч. из стран ЕС
  • для развития производственно-технических и научно-технических связей предприятий и организаций Беларуси и зарубежными фирмами, в т.ч. по использованию эффективных технологий западных фирм и научного потенциала Беларуси

Comments are closed .