Рубрика: Производственный менеджмент

Разгосударствление и приватизация

Одним из важнейших условий формирования социально ориентированной рыночной экономики является преобразование отношений собственности посредством разгосударствления и приватизации государственных предприятий. Основной причиной реформирования государственной собственности по опыту многих зарубежных стран явился кризис в управлении государственными предприятиями, связанный с тем, что правительства этих стран оказались не в состоянии управлять работающими неэффективно находящимися в собственности государства предприятиями, которые не могли функционировать без государственных дотаций из бюджета. В то же время рост дефицита государственного бюджета был вызван, прежде всего, неудовлетворительными результатами производственно-хозяйственной деятельности государственных предприятий, что и служит главной причиной процесса приватизации, как в развитых, так и в развивающихся странах.

Опыт показывает, что результативность приватизации в разных странах неодинакова из-за таких предпосылок, как:

  • Уровень развития рыночной инфраструктуры в стране
  • Наличие (отсутствие) ресурсов и ноу-хау
  • Экономическая, социальная  и политическая структура общества
  • Менталитет населения (нации) и т.д.

Беларусь была и остается индустриальной страной с высоким уровнем концентрации производства. Почти половина занятых в промышленности работают на 450 крупных предприятиях машиностроения, которые в недавнем прошлом являлись основными поставщиками высокотехнологической продукции, в первую очередь военно-промышленного комплекса, во все республики СССР. Белорусские предприятия, получив определенную экономическую самостоятельность и очутившись в условиях рынка, оказались во многом неспособными предпринять действия по адаптации к возникшей ситуации. Если на предприятии, управляемом центральными органами, хозяйственная активность вызывается утвержденным планом, то в рыночных условиях она зависит непосредственно от потребителей.

Такой подход отличается от превалировавшего у нас взгляда на управление, при котором успех предприятия определялся прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Развал СССР и образование Республики Беларусь как самостоятельного, независимого государства повлекли разрушение жестких экономических связей с поставщиками и потребителями производимой в стране продукции, т.е. утрату традиционных рынков сбыта. Восстановить этот утраченный с распадом СССР рынок полностью практически невозможно.

Длительная ориентация производства на рынок бывшего СССР привела к отставанию выпускаемой продукции по качеству и научно-техническому уровню, что существенно повлияло на ее конкурентоспособность и объемы реализации. В последние годы усилилась и зависимость предприятий Республики Беларусь от экспорта энергоносителей, остается низкой эффективность их использования. Из-за своего географического положения и климатических условий страна всегда будет вынуждена импортировать значительное количество энергоносителей и отдельные виды продовольствия.

Единственный путь создания эффективной экономики, обеспечивающий конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке – резкое повышение эффективности использования энергоресурсов, снижение материалоемкости продукции, улучшение ее качества, научно-технического уровня и дизайна в соответствии с требованиями мирового рынка.

Первым шагом здесь и является реформирование отношений собственности на государственных предприятиях, которое включает два этапа:

1. Разгосударствление, т.е. передачу функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами от государства физическим и юридическим лицам частично или полностью, в т.ч. посредством приватизации (снятие с государства функций прямого хозяйственного руководства, замена жестких вертикальных связей между органами государственного управления и субъектами хозяйствования на горизонтальные связи). Оно предусматривает отделение функций управления от функций собственника, реализацию прав собственника через назначение руководителей с предоставлением им максимальных полномочий, касающихся деятельности предприятий.

Основные формы разгосударствления:

  • Аренда государственных предприятий
  • Преобразование государственных предприятий в акционерные общества, в которых все акции или контрольный пакет акций остаются в собственности государства
  • Ограниченное вмешательство государства в управление собственностью

2. Приватизация — это приобретение юридическими или физическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству.

В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают право непосредственного управления ею. Приватизируемые предприятия становятся либо частными, либо коллективными.

Формы приватизации:

  • Безвозмездная передача государственной собственности
  • Продажа (возмездная передача) государственной собственности

 

Comments (Close):2

  1. Zae4ka_liza92
    12/02/02

    а какой порядок приватизации?

  2. 12/02/02

    Подготовительный этап.

    Орган приватизации устанавливает размер задатка (не более 10 процентов от начальной цены продажи объекта приватизации), создает комиссию по проведению аукциона (конкурса) по продаже объектов приватизации, принимает заявления на участие в аукционе (конкурсе).

    Ключевыми функциями комиссии по проведению аукциона (конкурса) являются:
    подготовка и проведение торгов
    определение участника, выигравшего торги
    оформление протокола о результатах аукциона (конкурса)

    Подведение итогов и определение победителя аукциона (конкурса).

    Аукцион (конкурс) считается несостоявшимся, если: заявление на участие в аукционе (конкурсе) подано только одним участником; для участия в аукционе (конкурсе) не было подано ни одного заявления; на аукцион (конкурс) явился один из участников или ни один из участников не явился. Аукцион признается нерезультативным в случае, если в ходе аукциона ни один из участников не выразил желания приобрести объект приватизации по объявленной аукционистом цене. Конкурс признается нерезультативным в случае, если из поданных участниками конкурса предложений по условиям конкурса этим условиям не соответствуют предложения ни одного из участников конкурса.

    Участником, выигравшим аукцион, признается участник, который предложил в ходе аукциона наиболее высокую цену за объект приватизации. Участником, выигравшим конкурс, признается участник, все предложения которого по заключению комиссии по проведению конкурса по продаже объектов приватизации соответствуют условиям конкурса или содержат лучшие условия по сравнению с условиями конкурса.

    Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления.

    Продажа части (не более 10 процентов уставного фонда) акций открытых акционерных обществ, задолженность по финансовым обязательствам которых в течение двух лет, предшествующих дате принятия решения о приватизации, равна балансовой стоимости активов или превышает ее, может быть осуществлена по результатам доверительного управления акциями убыточных открытых акционерных обществ.

    Акции убыточных обществ могут быть переданы в доверительное управление с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления субъектам приватизации — профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Без получения специального разрешения (лицензии) на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, доверительное управление акциями убыточных открытых акционерных обществ с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления может осуществляться иными субъектами приватизации в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь.

    Передача субъектам приватизации, в соответствии с решениями о приватизации акций убыточных открытых акционерных обществ в доверительное управление с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления, осуществляется по конкурсу.

    Орган приватизации принимает заявления на участие в конкурсе, создает комиссию по проведению конкурса. Комиссия по проведению конкурса определяет участника, выигравшего конкурс, и оформляет протокол о результатах конкурса.

    В случае признания конкурса несостоявшимся, комиссия по проведению конкурса рассматривает предложения единственного участника конкурса и дает заключение о соответствии либо несоответствии его предложений условиям конкурса и оформляет протокол. В случае соответствия предложений единственного участника конкурса условиям конкурса либо достижения в ходе прямых переговоров соглашения о выполнении им всех условий конкурса, орган приватизации может принять решение о передаче акций убыточного открытого акционерного общества в доверительное управление с правом выкупа части этих акций по результатам доверительного управления этому участнику.

    Субъект приватизации, заключивший договор доверительного управления акциями, с правом выкупа, после завершения срока доверительного управления и в случае выполнения им всех условий договора доверительного управления акциями с правом выкупа, имеет право приобрести часть акций, переданных ему в доверительное управление, в собственность по договору купли-продажи на условиях, определенных в договоре доверительного управления акциями, с правом выкупа. Цена продажи акций убыточных открытых акционерных обществ определяется по их номинальной стоимости.