Рубрика: Инновационный менеджмент

Сущность и содержание инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент — это система управления инновация­ми, инновационным процессом и отношениями, возникающими в про­цессе движения инноваций. Он  основывается на следующих ключевых моментах:

  1. Целенаправленный поиск идеи, служащей фундаментом для дан­ной инновации.
  2. Организация инновационного процесса для данной инновации: проведение комплекса работ по превращению идеи в предмет (новый продукт, материализованная форма операции), готовый для про­движения на рынке и для продажи.
  3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке — это целое искусство, требующее творческого подхода и активных действий продавцов.

Инновационный менеджмент – это управление творческими процессами.

Черты инновационного менеджмента:

  1. в нем мы имеем дело с особым видом ресурсов- научно-техническими (науку, информацию, технологии) и интеллектуальными. Различие между изобретателем и инновационным менеджером в том, что изобретатель – это не предприниматель, главное для него – изобретение. Инновационный менеджер – предприниматель, и организация для него – все.
  2. Инновационный менеджмент – менеджмент системный, т. к. требует интеграции различных дисциплин и наук для решения важнейших проблем общества.
  3. Творческий инновационный менеджмент способен рассматривать проблему или кризис в целом. Его задача — сформулировать вопросы, выработать пути их решения и отобрать лучшие меры из набора альтернатив
  4. Гибкость структур как атрибут инновационного менеджмента.
  5. Инновационный менеджер – это специалист, способный выполнять нерутинные задачи, так как среда не является более традиционной, особенно в динамически растущих отраслях.


Субъектами управления в инновационном менеджменте
могут быть один или группа работников (специалистов по маркетингу, по финан­сам и т. п.), которые посредством различных приемов и способов управ­ленческого воздействия осуществляют целенаправленное функциони­рование объекта управления.

Объекты управления в инновационном менеджменте
— ин­новации (новые продукты и операции), инновационный процесс и эко­номические отношения между участниками рынка инноваций (проду­центов, продавцов, покупателей).

Третьим элементом инновационного менеджмента является инфор­мация, или информационный продукт.

Различают два типа функций менеджмента инноваций:

  1. функции субъекта управления:  прогнозирование,  планирование,  организация, регулирование,  координация,  стимулирование, контроль
  2. функции объекта управления:
  • рисковое вложение капитала
  • организация инновационного процесса
  • организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии

Функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перс­пективу изменения технико-технологического и экономического состо­яния объекта управления в целом и его различных частей. Результатом прогнозирования инноваций является прогноз о возможном направлении соответствующих изменений, наметившихся тенденциях научно-технического прогресса и  изменения спроса потребителей.

Функция  планирования охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий в инновационном процессе, так и по воплощению их на практике.

Функция организации
— объединение людей, совместно реализующих инвестиционную про­грамму на базе каких-либо правил и процедур: создание органов управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка методических указаний, инструкций и т. п.

Функция регулирования заключа­ется в воздействии на объект управления для достижения состоя­ния устойчивости технико-технологической и экономической  систем в случае отклонений их от установленных параметров.

Функция координации
означает согласо­ванность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов.

Функция стимулирования выража­ется в побуждении работников к заинтересованности в результатах сво­его труда по созданию и реализации инноваций.

Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реа­лизации инноваций и т. п.

Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложе­ние капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществ­ляется через создание инновационных венчурных фондов.

Содержанием функции организации инновационного процесса яв­ляется рациональная организация инновационной деятельности по со­зданию, реализации и диффузии инноваций на  всех этапах инновационного про­цесса.

Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и заключается в создании эффективной системы мер по продви­жению и распространению новых продуктов и операций: рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т. п.

Comments are closed .