Рубрика: Инновационный менеджмент

Предмет инновационного менеджмента и его место в системе менеджмента

мненджмент
Анализ новых тенденций, характеризующих мировую экономику, показывает, что уровень развития страны и благосостояния населения во-многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития. Результативность же НТП в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий.

Прак­тическое использование новшества с момента технологического ос­воения производства и масштабного распространения в качестве но­вых продуктов и услуг является нововведением (инновацией).

Нововведение представляет собой замену старого объекта (явле­ния) новым. Нововведение — это перманентная (то есть постоянная) движущая сила развития человеческого общества, продуктов его дея­тельности и прогресса в целом.

Информация дает толчок к деятельности человека в новом направ­лении.

Нововведение всегда стимулирует появление новых идей, так как развивает любопытство человека: «А что будет, если…?». Так возникает инновационная спираль: «… научно-технический про­гресс—идея—нововведение—научно-технический прогресс—идея—но­вовведение —…»

Исследовав цикличность чередования сменяющихся фаз в промышленном про­изводстве, русский экономист Н.Д. Кондратьев установил в 1925 году существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры. В ре­зультате этого исследования было определено, что в основе длинных волн (или циклов) протяженностью в 40—60 лет находится смена пас­сивной части капитала, к которой относятся здания, сооружения, ком­муникации, передаточные устройства и т. д. В средние промышленные циклы протяженностью в 7—10 лет входит замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и т. п. Короткие волны в 3—3,5 года —  рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам про­дукции промышленности.

В волновой теории Н.Д. Кондратьева австрийский экономист Йозеф Шумпетер, работавший в Гарвардском университете США, уви­дел возможность преодоления кризисов и спадов в промышленном производстве за счет инновационного обновления капитала через технические, организационные, экономические и управленческие нововведения. В фундаментальной работе «Деловые циклы» (1939 год) Шумпетером приведены три разновидности циклов:

  • первый цикл — промышленный переворот, начало которому положило развитие промышленности в Великобритании
  • второй цикл совпал с появлением железных дорог, машиностроения, пароходов и продол­жился до 90-х годов XIX столетия
  • третий цикл был связан с применением в промышленности электроэнергии, изобретением двигателя внутреннего сгорания, развитием химической промышленности

В теории приведенные Шумпетером деловые циклы принято в настоящее время связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве. Понятие «уклад» означает обустройство, установившийся по­рядок организации чего-нибудь. Жиз­ненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом времени примерно в 100 лет:

  • Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике  предшествующего технологического уклада.
  • Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой техно­логии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет.
  • Тре­тья фаза приходится на отмирание устаревающего технологичес­кого уклада.

Инновации — это не только экономическая категория, но и инструмент воздействия на весь хозяйственный процесс. Поэтому инновацией можно управлять.

Система управления инновациями, инновационным процессом и организационными и экономическими отношениями, возникающими в процессе этого управления называется инновационным менеджментом (ИМ).

Инновационный менеджмент как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности является одним из основных направлений в развитии общественного производства.

Предмет инновационного менеджмента – изучение теории и практики инноваций, инновационного процесса и механизма управления инновациями.  Инновационный менеджмент является составной частью любого процесса управления и в то же время самостоятельной дисциплиной, это  одна из многочисленных разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии, осуществляемые во всех сферах народного хозяйства.

В то же время, инновационный менеджмент – это самостоятельная область управленческих и экономических наук и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения инновационных целей путем рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Как наука и искусство инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего (системного) менеджмента.

Как вид деятельности инновационный менеджмент – совокупность процедур принятия управленческих решений, составляющих общую технологию управления инновациями на предприятии, предполагает распределение задач за их конкретными исполнителями.

Как аппарат управления – это система управления инновациями иерархической структуры и органов управления, менеджеры.

Comments are closed .