Рубрика: Маркетинг

Третий этап эволюции маркетинга (1971-1990 года)

Третий этап развития маркетинга
Третий этап эволюции маркетинга превратил его, по существу, в доктрину современного бизнеса, его философию, основное средство коммуникаций между фирмой и окружающей ее средой, в комплексную системную деятельность.

В этот период маркетинг стали рассматривать с позиций систем­ного анализа на основе общей теории управления. Маркетинг по­степенно становится одним из главных элементов корпоративного стратегического управления, который, пронизывая всю деятельность фирмы, направлен на ее адаптацию к внешней экономичес­кой и политической средам. Маркетинговая деятельность превра­щается из односторонней связи предприятия с рынками сбыта в замкнутый цикл, в диалог фирмы с покупателем.

Поэтому все большее внимание в маркетинге уделяется исследова­нию и активному моделированию поведения потребителя на рынке.

Происходящие процессы обусловлены такими причинами, как существенное ускорение научно-технического прогресса, рост масштабов и усложнение форм конкурентной борьбы, необходимость постоянного обновления товарного ассортимента и увеличение свя­занных с этим финансовых рисков, обострение сырьевой и энерге­тической проблем и т.д.

В середине 80-х годов ситуация на рынке складывалась таким образом, что условия процветания отдельных предприятий или страны в целом во многом зависели не только от уровня развития важнейших технологий, но и от эффективности использования самого маркетинга. В странах с высоким уровнем развития маркетинга до­статочную эффективность его использования обеспечивают такие факторы, как высокие темпы развития инфраструктуры маркетин­га, т.е.:

  • создание различных самостоятельных предпринимательских структур, занимающихся всем спектром вопросов, связанных с маркетинговой деятельностью предприятий, на профессиональной основе
  • постоянное увеличение размеров инвестиций, направляе­мых на реализацию маркетинговых программ (удельный вес затрат на маркетинг в себестоимости традиционных товаров составляет около 25%, а новой продукции — до 70%)
  • совершенствование тех­нических средств маркетинга
  • использование различных составля­ющих маркетинга, а именно предпринимательской культуры, куль­туры маркетинга, качество маркетинга

Содержание понятия «качество маркетинга» еще не устоялось в научной среде, но, с нашей точки зрения, наиболее адекватное объяснение этому явлению дал профессор Кильского университета Клаус Брокхофф. Качество маркетинга, по его мнению, отражает сумма философского, поведенческого, информационного аспек­тов, аспектов принципа действия, дифференциации, организаци­онного и социального аспектов.

Философский аспект означает приоритетное удовлетворение зап­росов покупателя или клиента, ориентацию на постоянное новаторство, приоритет долгосрочных целей деятельности над краткос­рочными.

Поведенческий аспект заключается в постоянной заботе об обра­зе фирмы и ее продукции, стимулировании чувственного, а не рационального восприятия продукта.

Информационный аспект предусматривает ориентацию на иссле­дование рынка, формирование рынка на основе его значимости, разработку стратегии и тактики маркетингового поведения исклю­чительно на основе результатов проведенных маркетинговых исследований.

Аспект принципа действия означает применение комплексного системного маркетинга вместо одностороннего использования его отдельных функций.

Аспект дифференциации основывается на политике рыночных ниш, использовании поведенческих стереотипов клиентов в каче­стве управляющих факторов при воздействии на ту или иную груп­пу потребителей.

Организационный аспект предусматривает децентрализацию и гибкость управления.

Социальный аспект заключается в ориентации деятельности фир­мы на охрану здоровья потребителей и окружающей среды, т.е. обеспечение соответствующих мер безопасности.

В связи с тем, что маркетинг является динамической системой, он не может остановиться в своем развитии. Это обусловлено тем, что маркетинг развивался и будет развиваться под влиянием про­исходящих изменений условий воспроизводства, реализации об­щественного продукта и функционирования капитала. Существуют следующие возможные направления развития маркетинга в ближайшие годы:

  • Сверхмаркетинг. Его сущность состоит в том, что происходит концентрация усилий на создании комплексного предложения, способствующего решению одновременно нескольких проблем потребителя, а не просто удовлетворению одной потребности.
  • Мультимаркетинг предусматривает многоканальное товародви­жение.
  • Турбомаркетинг заключается в сокращении времени на созда­ние нового товара, т.е. представляет собой ответную реакцию на выявленный спрос.
  • Таргетинг (от английского target — мишень) — переход к узкоцелевым маркетинговым программам, предусматривающим возможность оперативного реагирования с помощью комплекса маркетинговых мероприятий на сигналы рыночной среды при реализации сбыто­вых задач производителя.
  • Индивидуализированный маркетинг — деятельность, основанная на точном, детальном сегментировании рынка, нацеленная на удовлетворение потребностей узкого круга людей или даже конк­ретного человека.

Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что индивидуализированный маркетинг, или максимаркетинг, по сути, представляет четвертый этап эволюции маркетинга.

Источник: В. И. Дорошев «Введение в теорию маркетинга»

Comments are closed .