Конспект экономиста:)

Меню

Средства распространения рекламы

нет комментариев

В качестве критерия классификации рекламы могут выступать средства или каналы рекламирования. Их можно подразделить на следующие виды:

  • все виды прессы (газеты, журналы, еженедель­ники)
  • аудиовизуальные средства (телевидение, радио, кино, видео)
  • прямая рассылка почтой
  • наружная реклама
  • сопутствующие мероприятия и материалы (выс­тавки, печатная продукция, сувениры)
  • мероприятия паблик рилейшнз
  • система Интернет

Некоторые виды рекламы, связанные с назван­ным критерием, уже рассматривались в определен­ных аспектах в предыдущем параграфе, например мероприятия паблик рилейшнз или директ-мейл (ди­рект-маркетинг). Поэтому они будут описаны более кратко, с акцентом на каналы, через которые осу­ществляется их воздействие на потребителя.

Развитие рекламного бизнеса непосредственно связано с экономическим и социальным развитием общества. В годы технологической стадии разви­тия общества основными средствами рекламы выс­тупали средства массовой информации. Этот пери­од длился вплоть до конца 80-х годов. В 90-е годы, в эпоху перехода развитых стран на новую, ин­формационную стадию, наблюдается резкий сдвиг в использовании рекламы. Основными ее средствами становятся методы сейлз промоушн, паблик ри­лейшнз, директ-маркетинг и другие сопутствующие мероприятия. Так, в денежном отношении в начале 90-х годов на рекламу в средствах массовой инфор­мации во всем мире тратилось только 40 %, а 60 % — на мероприятия, связанные с сейлз промоушн.

Однако в странах бывшего социалистического ла­геря, где экономика еще находится явно на техноло­гической стадии развития, главными средствами рек­ламирования товаров (услуг) потребителям остаются средства массовой информации, и в первую очередь печатные, затем аудиовизуальные и наружные. О широте и значимости их применения в рекламном бизнесе говорит, например, тот факт, что почти 75 % доходов газет и журналов дает в последнее время реклама. Телевидение также стало в основном ком­мерческим и поддерживает своё существование и де­ятельность почти полностью за счёт рекламы.

Реклама в прессе

Наиболее традиционным и сравнительно недорогим средством рекламирования является реклама в прессе (периодической печати). Благодаря своей оперативности, повторяемости и широкому распространению реклама в прессе рас­сматривается как одно из самых эффективных средств.

Виды прессы при этом можно подразделить на газеты (ежедневные и еженедельники), журналы и справочную литературу (бюллетени, справочники, путеводители и др.). В свою очередь газеты и жур­налы можно подразделить на две категории: обще­ственно-политическая пресса, рассчитанная на ши­рокий круг читателей, и специализированные (боль­шей частью журналы) издания, рассчитанные на определенные категории читателей.

Третий аспект характеристики средств прессы — по территориальному принципу: национальные газеты, журналы и местные издания.

Национальные или центральные общественно- политические газеты распространяются по всей стра­не, и тираж их в зависимости от числа жителей может достигать миллионов (десятков миллионов) экземпляров. Центральные воскресные газеты так­же печатаются на территории всей страны. В ряде случаев газеты выходят с бесплатным приложени­ем, например в определенный день недели или праздничные выпуски.

Местные, региональные газеты рассчитаны на более узкий круг читателей и выходят меньшим тиражом. Они испытывают дополнительные труд­ности — от конкуренции со стороны центральной прессы.

Существуют два распространенных способа получения газеты читателями:

  • индивидуальная подписка
  • покупка в различных торговых точках

Местная пресса (газеты) покупается читателем, как правило, утром и вечером. Утром газету покупает человек, идущий на работу, прочитывает ее и выбрасывает или оставляет на работе. Человек, который купил газету, возвращаясь с работы, прино­сит ее домой и она читается (просматривается) другими членами его семьи. К местной еженедельной газете или журналу часто обращаются, поскольку пользуются ею как исключительным источником информации о теле- и радиопередачах, фильмах и театральных постановках. Еженедельные и ежеме­сячные журналы часто сохраняются в семье на довольно длительный период или передаются друзь­ям, родственникам для чтения.

Как центральные, так и региональные газеты могут иметь свои особенности: одни из них рассчи­таны на массового читателя, другие — на читателя определенного общественного слоя, деловых кругов. Уже по названиям многих периодических изданий можно узнать, кто является их адресатом. Так, изве­стные английские ежедневные газеты «Дейли Ньюз», «Гардиан», «Таймс» и еженедельник «Сан» (The Sun) имеют широкую читательскую аудиторию — насе­ление всей Англии. Естественно, что газета «Файненшл Тайме» предназначена для более узкой кате­гории читателей — деловых кругов этой страны.

В ряде случаев название газеты может не соот­ветствовать ее реальному кругу читателей. Типич­ным примером такого несоответствия может служить нынешняя центральная газета «Комсомольс­кая правда», издаваемая в России. Еще в СССР эта газета читалась всеми возрастными группами, хотя предназначалась она, естественно, для молодежи. В последнее время газета с сохранившимся старым названием приобрела еще большую популярность у широкой массы читателей за счет постепенной пе­реориентации на «бульварные новости». И наоборот, столичная газета «Московский комсомолец» в Рос­сии и центральная «Белорусская газета», издаваемая в Минске (Беларусь), по своему содержанию ориен­тированы на деловые круги населения и тем самым приближаются к специализированным изданиям.

Журналы в целом можно подразделить на две группы: общепопулярные и специализированные, хотя это деление несколько условно, поскольку журнал, вызывающий профессиональный интерес у одной категории людей, может вызвать общий интерес у другой. Примером могут служить издава­емые во всех странах экономические журналы. Ча­сто такие журналы из узкопрофильных превраща­ются благодаря новой целевой установке в широко популярные издания.

Выпускаются торговые, технические и специаль­ные журналы. Специальные журналы — это жур­налы по специальности. Понятно, что торговые жур­налы отражают различные аспекты торгово-финансовой сферы экономики. Технические журналы сво­им предметом имеют проблемы техники и техноло­гии. Однако в ряде случаев трудно дать точное оп­ределение журнала, поскольку по своему названию он может одновременно относиться и к категории, например, технических и специальных или специ­альных и торговых. Нередки случаи, когда журнал вообще трудно подвести под какое-нибудь из трех определений. В частности, к какому виду журна­лов можно отнести, например, журналы «Дирек­тор», «Финансист», «Фермер»?

Специализированные журналы, естественно, не читаются всем населением, однако, как свидетель­ствуют результаты современных исследований, чис­ло их читателей значительное и постоянно увели­чивается. Так, в развитых странах широкой попу­лярностью пользуются торговые журналы — к ним обращаются многие потенциальные покупатели за информацией о товарах и условиях их покупки. К техническим журналам по той же причине обраща­ются производственники: руководители и главные специалисты фирм, а также многочисленные ком­пании, работающие в сфере услуг — строительстве, отоплении, освещении, наконец, страховании.

В этих же странах издается большое число спе­циализированных журналов для женщин, потому что именно женщины оказывают большое влияние на спрос и продажу товаров.

Третий вид прессы как средства размещения рек­ламы представляют собой справочники, бюллетени. Значительное место в них уделяется рекламе про­изводителей и их товаров. Периодичность их изда­ния различная — от одного — нескольких месяцев до одного года и более. К этому же виду рекламной прессы можно отнести и специализированные еже­недельники типа рекламного приложения, напри­мер, к центральной или региональной газете, рек­ламного обозрения и др.

При выборе вида прессы (газеты, журналы или бюллетени) для помещения рекламы рекламодате­лю или рекламному агентству необходимо учиты­вать ряд факторов:

  • охват читательской аудитории (количество по­тенциальных покупателей)
  • периодичность издания
  • специфичность рекламируемого товара или ры­ночного сегмента
  • особенности конкретного издания
  • финансовые льготы, принятые в издании

Так, по охвату читателей, несомненно, на пер­вом месте стоят общенациональные газеты. И если рекламируются товары массового потребления, то средством тотальной рекламной кампании может стать такая газета. Не менее эффективным средством рекламы могут быть и региональные (областные, краевые) газеты, рассчитанные также на достаточ­но большое число читателей

Рекламу товаров местных небольших предпри­ятий лучше всего размещать в городских или рай­онных газетах. В последнее время наблюдается яв­ная тенденция к «проникновению» в местную пе­чать рекламы крупных производителей. Часто рек­ламные издательства центральных городов заклю­чают соглашение с местными газетами о распрост­ранении своих реклам в этих газетах. Оказалось, что число покупок значительно возрастает после та­кого смешанного рекламирования. Даже иностран­ные фирмы становятся все чаще заказчиками рек­ламы в местных газетах той страны, где они прода­ют свой товар в больших объемах или количествах.

Важным фактором в выборе средства рекламы, рассчитанной на массового покупателя, является периодичность издания. Еженедельники и ежеме­сячные журналы привлекают внимание достаточно большого круга читателей (особенно еженедельни­ки). Однако и реклама в таком издании появляется один раз в неделю или месяц. Таким образом, на успех своей рекламной деятельности через ежене­дельники и журналы производители могут рас­считывать только через длительный промежу­ток времени, поскольку известно, что реклама должна быть повторена определенное количество раз, чтобы завладеть вниманием потенциального потребителя.

Ежедневные газеты, особенно те, которые поку­паются днем и вечером, дают возможность произ­водителю товара опубликовать его рекламу в конк­ретный день, наиболее удобный, чтобы привлечь внимание потенциального покупателя. Поскольку газета выпускается несколько раз в неделю, рекла­ма может быть повторена нужное число раз. Таким образом, достигается эффект актуальности как то­вара, так и самой рекламы, а также эффект собы­тийности — читатель воспринимает рекламу как побуждение к действию: побыстрее купить товар.

Стоимость рекламы в газете в целом невели­ка, даже в центральных газетах. В России, на­пример, за полосу формата А2 центральной газе­ты рекламодатель платит от 3 до 10 тыс. долла­ров. Реклама в еженедельниках и ежемесячных изданиях, особенно общественно-политического ха­рактера, стоит значительно выше — от 5 до 20 тыс. долларов за полосу. Рекламодатель также платит большие суммы денег за престиж издания, высо­кое качество воспроизведения, массовость или, на­оборот, избирательность читательской аудитории.

В специализированных рекламных изданиях стоимость рекламы обычно невысока. Однако эти средства (справочники, бюллетени, рекламные при­ложения к газетам) пригодны в основном для то­варной рекламы. Престижная реклама в таком из­дании неэффективна, поскольку потребителя инте­ресует не столько сама фирма, сколько конкретный товар, в поисках которого он и изучает специаль­ную рекламную рубрику.

Помещение рекламы в прессе имеет ряд допол­нительных к описанным выше преимуществ:

  • это самая дешевая реклама (особенно в газетах и рекламных приложениях)
  • реклама может быть достаточно большой и со­держать весь объем необходимых сведений для по­требителя
  • помимо словесного содержания реклама может включать в себя и графический образ — фотогра­фию или рисунок
  • в такой рекламе могут содержаться широкие сведения о месте продажи товара, телефоны не­скольких организаций и т.д.
  • если реклама заинтересовала читателя, у него есть время внимательно ее просмотреть, в случае необходимости — несколько раз
  • сама подготовка рекламы к помещению в га­зете — значительно более простой и менее трудоем­кий процесс, чем подготовка рекламы в других сред­ствах массовой информации

Однако пресса как средство помещения рекла­мы имеет и ряд существенных недостатков, кото­рые заставляют многих рекламодателей обращать­ся к другим видам рекламы. Эти недостатки мож­но свести к следующим трем:

  • массовый читатель газеты прочитывает или про­глядывает главным образом событийные материа­лы, полностью или частично не обращая внимания на рекламные полосы
  • часто из-за низкого качества газетной бумаги помещаемые в газете объявления, особенно их гра­фические элементы, выглядят непривлекательно или неубедительно
  • объявления, помещаемые в рубрики идентичных товаров, как правило, не отличаются разнообрази­ем внешнего оформления. Это создает для читателя дополнительные трудности в выборе подходящей или нужной ему рекламы

Газеты, еженедельники и журналы служат хо­рошим средством размещения косвенной или скры­той рекламы. Это обычно информирование фирмой о своем существовании (имиджевая реклама) или о выпуске нового продукта (торговая), но написанное не в форме рекламы, а небольшой статьи или дос­таточно широкого, в том числе редакционного об­зора. Считается, что эти материалы пишутся и публикуются «независимыми» авторами. Однако большая часть этих публикаций носит, несомнен­но, заказной характер и хорошо оплачивается. Эф­фективность хорошей статьи о фирме, ее успехах, пользе, которую она приносит обществу, может не уступить эффективности прямой рекламы, а в ряде случаев и превысить ее. Естественно, что и в этом случае существенную роль играет профессионализм рекламодателя: умение выбрать способного автора, наиболее подходящее издание (газету, журнал), время публикации и т.д.

Аудиовизуальные средства размещения рекламы

Это вторая после прессы по своей значи­мости группа каналов распространения рекламы, соответственно и по затратам рекламодателей. К этой группе относятся телевидение, радио и кино. Указанные средства массовой информации распо­лагаются в порядке их значимости, начиная с те­левидения и кончая средствами кино, которые в последнее время используются в меньшей степени.

Телевидение в последние годы завоевало во всех странах особое внимание рекламодателей как наиболее массовое средство охвата потребителей. На рекламу по телевидению в развитых странах тра­тится от 20 до 25 % денег рекламодателей, в России в последнее время этот процент еще выше — 35 — 40 %. Реклама по телевидению может иметь следу­ющие виды:

  • рекламный ролик (клип)
  • телеобъявление, рекламная заставка
  • рекламная передача

Рекламный ролик — наиболее распространенный вид телерекламы. Это короткий фильм, выполнен­ный с помощью видеокамеры или на киноплёнке. Продолжительность фильма от 15 до 60 секунд. Бывают клипы и более длинные — до нескольких минут. Стандартная продолжительность телероли­ка — 30 секунд. Считается, что это оптимальное время для восприятия телезрителем рекламы и пер­вичного осмысления ее содержания или целевой направленности. Ролик, рассчитанный на 15 секунд, предназначается для начального ознакомления бу­дущего покупателя с рекламируемым товаром или для напоминания о нем. Телеклип, рассчитанный на 60 секунд рекламы, должен быть особенно каче­ственно изготовлен, чтобы удержать внимание те­лезрителя, поскольку известен психологический фактор восприятия — человек смотрит рекламу с непосредственным интересом 5 — 10 секунд. Затем наступает внутренняя оценка увиденного: приня­тие (положительная оценка) или непринятие (отри­цательная оценка) рекламы. Чтобы имела место первая из них, рекламный ролик должен,по мень­шей мере удовлетворять одному из требований: быть интересным по содержанию или по форме. Сочета­ние обоих компонентов представляется наиболее эффективным.

Рекламный ролик включает в себя тему, действие и определенную последовательность кадров. После­довательность действий достигается через подачу один за другим разных кадров: кадров, на которых дается картинка товаров; кадров, выделяющих от­дельные детали на этой картинке; кадров, показы­вающих менее существенные, дополнительные ка­чества товара. В телевидении имеются соответствен­но специальные термины: большой кадр, закрытый кадр и очень закрытый кадр. Термином «переход» обозначается смена одного кадра другим. Термин «растворение» означает удаление картинки на не­которое время или ее перемещение. Монтаж хоро­шего рекламного ролика не ограничивается только названными выше приемами. Существенную роль в профессионально изготовленном рекламном теле­фильме играют и так называемые «оптические приемы», например подача новой картинки на фоне исчезающей первой, стирание картинок, со­единение (монтаж) картинок, снятых в разных местах, и т.д.

Рекламный ролик, снятый на кинопленку, обыч­но более качественный, чем ролик, снятый на ви­деопленку. Первый лучше передает цветовые оттен­ки. Однако он стоит намного дороже. Большая часть фирм, особенно мелких и средних, прибегает к ус­лугам операторов видео. Крупные фирмы использу­ют как видео, так и кино. Ролик, снятый на кино­пленку, уже сам по себе выступает как элемент имиджевой рекламы, привнося в восприятие потре­бителя ощущение богатства и надежности фирмы- рекламодателя .

Изготовление рекламного ролика для телевиде­ния требует часто больших денежных затрат, но еще более дорогим оказывается стоимость времени его трансляции. Известно, что в развитых странах сто­имость одной минуты эфирного времени в часы «прайм», достигает 200 — 250 тыс. долларов.

Стоимость рекламного времени может колебать­ся в значительных пределах — от высокой до впол­не приемлемой даже для не очень богатых рекламодателей. Она определяется несколькими факторами:

  • вид телевидения (центральное или местное)
  • время трансляции (часы «прайм» или вне их пре­делов)
  • количество зрителей
  • категория зрительской аудитории
  • характер и особенности зрительской аудитории определенных телевизионных передач и др.

Реклама на местном телевидении стоит в десят­ки раз дешевле, чем на центральном. И если фирма предлагает товар в небольших количествах, ей, ес­тественно, целесообразно рекламироваться у себя в городе, в котором живут наиболее «надежные» покупатели, свои клиенты. Время трансляции «прайм» обычно вечернее. Реклама за его предела­ми стоит значительно дешевле, например цена эфир­ного времени в утренние часы (6 — 9) в 20 раз ниже цены времени в вечерних новостях, а стоимость минуты в период между 9 и 11 часами — в 10 раз ниже цены вечерней минуты в часы-«прайм».

При выборе эфирного времени для рекламы важ­но также учитывать охват и категории зрительской аудитории. Реклама может оказаться одновремен­но и эффективной и сравнительно недорогой, если ее покажут во время или после передачи, которую смотрят определенные группы или категории лю­дей, а рекламируемый товар подходит именно для них. В передачу для молодежи, которая идет, как правило, не в самое дорогостоящее время, разумно вставить рекламу спортивных товаров. Эффектив­ность такой рекламы, возможно, не будет ниже эффективности дорогостоящей рекламы, передава­емой в часы «прайм» и воздействующей на боль­шое число зрителей, поскольку рекламируется то­вар целенаправленного, а не массового спроса. Пос­ле телевизионной передачи, рассчитанной в основ­ном на пожилых людей (а они, как известно, не очень обеспеченная часть нашего общества), совсем не целесообразно подавать, например, рекламу кофе «Нескафе», а тем более рекламу дорогой парфюме­рии.

Некоторые рекламодатели дают свои рекламы в виде телеобъявлений или рекламных заставок. В отличие от телероликов это в основном короткие, в несколько секунд рекламы, передающие только суть, главную черту рекламируемого товара. В телеобъ­явлении даются два ряда: звуковой и графический. Диктор сообщает о наличии, например, какого-то товара, и одновременно с голосом на экране подает­ся письменная информация, главным образом но­мера телефонов и факса. Заставка, как правило, представляет собой статичную картинку рекламы товара, без дикторского сопровождения, часто в музыкальном оформлении.

Рекламы этих видов могут быть не только то­варными, но и имиджевыми. Главная их функция — информационная или напоминающая. Они пре­тендуют на создание у потребителя восприятия зна­чимости рекламируемого продукта, в то же время они служат хорошим дополнением к рекламным клипам, часто являясь органической. частью раз­вернутой рекламной кампании.

Мы рассмотрели три вида прямой телевизион­ной рекламы:

  • телевизионный ролик
  • телевизионные сообщения
  • заставки

Однако рекламный бизнес в последнее время так стремительно развивается во всех странах, что телевизионные средства рекламы также очень быстро расширяются и приобретают все новые формы. Всем телезрителям российских каналов уже хорошо известны такие развлекатель­но-познавательные передачи, как «Поле чудес», «Счастливый случай». «Сам себе режиссер» и дру­гие, в которых в качестве призов выступают това­ры фирм-спонсоров. Естественно, что это очень эф­фективный вид телерекламы, особенно если учесть, что такие шоу смотрит массовый зритель. Другие, не менее популярные телешоу рекламируют продукт своего постоянного спонсора несколько раз в тече­ние всей передачи: ведущий «Джентльмен-шоу» пьет самый лучший кофе «Манхеттен», оба героя «Го­родка» предпочитают отечественный продукт — пиво «Браво», в популярной передаче белорусско­го телевидения «Карамболь» очень качественный чай «Дилма» не только рекламируется, но и пре­подносится в качестве подарка гостям передачи. Таким образом, фирмы-спонсоры одновременно дают как бы две рекламы: товарную и имиджевую. Вто­рая достигается косвенным путем, через восприя­тие телезрителем интересного шоу, с одной сторо­ны, и прямой рекламы красивого и полезного това­ра — с другой.

В последние годы на рекламном телевизионном рынке России появился еще один вид рекламы — развлекательная передача, полностью посвященная какой-нибудь производственной компании. Такая передача — дорогостоящая реклама и по средствам только преуспевающей организации. Наиболее яр­ким примером этого вида рекламирования можно считать программу «Довгань-шоу», разработанную в форме увлекательной игры-соревнования с полу­чением ценных призов от компании, владельцем которой является отечественный предприниматель Довгань.

В странах Запада и в Америке широкое распрост­ранение получила инфореклама — телевизионная передача на 20 — 30 минут, имеющая своей целью продать какой-нибудь товар. Информация обычно передается поздно вечером, аудитория инфорекламы небольшая, и стоят такие передачи не очень дорого.

Описанные выше характеристики телевизионной рекламы позволяют выделить следующие ее досто­инства:

  • телевизионная реклама считается эффективной, поскольку она одновременно воздействует на не­сколько каналов восприятия: зрительный (визуаль­ные образы) и звуковой (слова и музыка). В сочета­нии визуальные и звуковые образы создают проч­ную основу для запоминания рекламы товара по­тенциальными потребителями
  • телевизионная реклама позволяет, с одной сто­роны, охватить информацией широкий круг потен­циальных потребителей, с другой стороны, допус­кает и выборочный круг потребителей, поскольку телевидение организует трансляцию разнообразных программ в разное время суток
  • телевизор смотрят обычно люди во время отды­ха. Это создает предпосылки в целом для положи­тельного восприятия рекламы и принятия к сведе­нию или действию ее содержания
  • телевизионная реклама — зрелищный вид сооб­щения. Хорошо сделанный рекламный ролик не толь­ко знакомит телезрителя с товаром, но и часто опере­жает событие, создавая у потенциального покупате­ля иллюзию положительных эмоций (на основе по­казанного действия) от возможной его покупки
  • телевизионные рекламные ролики, телевизион­ные шоу способны создать атмосферу актуальности товара и сформировать тот имидж фирмы, на кото­рый она рассчитывает, ради чего тратит большие суммы денег

Однако при всех положительных моментах те­левидение имеет три существенных недостатка, ко­торые являются сдерживающим фактором в его использовании массовым рекламодателем:

  • телевидение — дорогостоящий канал реклами­рования. Хороший ролик стоит очень дорого, еще дороже может стоить эфирное время
  • рекламный ролик требует очень высокого мас­терства исполнителей. Рекламный клип, выполнен­ный на дилетантском уровне, может оказаться ан­тирекламой и, наоборот, отвратить потенциального покупателя от товара
  • недоступность использования телевидения для многих предприятий, работающих в провинции или в районах, чисто по территориальным причинам

Радио также является распространенным кана­лом рекламы, хотя по своей значимости и широте использования значительно отстает от телевидения. Так, только 6 % (по сравнению с 20 — 25 %) рас­ходов рекламодателей в США приходится на рекла­му по радио, в России в последнее время — 4 — 5 %. Стоимость одной минуты рекламного времени по центральным радиоканалам колеблется в пределах от 100 до 1000 долларов.

Самыми распространенными видами рекламы по радио являются радиообъявления, радиоролики, различные рекламные радиопередачи и репортажи.

Радиоинформация — наиболее частый прием то­варной рекламы. Она зачитывается диктором с ука­занием телефонов и адресов места возможной по­купки.

Радиоролик — это, как и телеролик, специаль­но подготовленный сюжет, который разыгрывается несколькими актерами (несколькими голосами) с целью сообщить радиослушателям о предлагаемых фирмой товарах или услугах. В большинстве случа­ев радиоролик представляет собой товарную рекла­му. Имиджевая реклама по радио — это проблема, которую могут решить только профессионалы. При большом мастерстве специалистов, создаю­щих радиоролик, у слушателей может сформиро­ваться устойчивый образ фирмы, рекламирующей товар, как надежной или процветающей компании. Однако для этого необходим набор специфических приемов: красивое музыкальное оформление, хоро­шо поставленные голоса актеров и оригинально представленное содержание рекламы, например в виде шутливого диалога или профессионального ин­тервью и т.д.

Создать хороший рекламный радиоролик легче, чем такой же по телевидению, по той причине, что его делают непосредственно на радиостанции рабо­тающие здесь профессионалы. Они в целом облада­ют секретами воздействия на аудиторию и перено­сят их соответственно на разрабатываемую радио­рекламу. При этом радиоролик будет иметь еще одно преимущество перед телевидением — более низкую стоимость.

Радиореклама может длиться от 15 до 60 секунд. 15 секунд достаточно, чтобы привлечь внимание радиослушателя и чтобы он уловил, о чем пойдет речь в сообщении. Рекламный ролик, рассчитанный на 30 или 60 секунд звучания, имеет целью не толь­ко привлечь, но и удержать внимание потенциаль­ных покупателей, заинтересовать их. Радиоролик может быть простым, сложным и супероригиналь­ным. Но при широком разнообразии форм реклам­ный ролик на радио должен удовлетворять следую­щим четырем условиям:

  • реклама привлекает потенциального потребите­ля в течение первых нескольких секунд звучания
  • дается четкое сообщение о наличии определен­ного товара (услуг)
  • дается характеристика товара в объеме, необхо­димом, чтобы радиослушатель заинтересовался пред­ложением. Реклама выполнит свою функцию успеш­но, если у слушающего ее помимо интереса к рек­ламируемому товару возникнут определенные пла­ны по поводу его приобретения
  • содержатся сведения об адресах и телефонах орга­низаций, связанных с продажей товара. По возмож­ности эта информация повторяется два раза

У создателей радиоролика имеется достаточно большой набор средств, умелое сочетание которых позволяет обеспечить большой успех рекламы. Это в первую очередь использование разных голосов: актеров, участвующих в действии или в авторском тексте, профессионального диктора и, наконец, записанного на пленку фона — голосов толпы, жи­вотных и т.д. Одними из самых главных элементов оформления радиорекламы являются музыка и пес­ня, сопровождающие рекламное объявление или действие. Удачно подобранная (специально создан­ная) мелодия может послужить своего рода звуко­вым логотипом для рекламы товаров (услуг) фир­мы, и по ней слушатели в будущем смогут выде­лить рекламу этой фирмы в ряду других радиорек­лам. Третий элемент звучащей по радио рекламы, который может привлечь к ней внимание, — это дополнительные музыкальные или шумовые эффек­ты. Таким образом, музыка, отдельные ее фрагмен­ты, мелодии песен или шум прибоя и другие звуки — все это, профессионально использованное в рек­ламе по радио, может создать специфический образ рекламируемого товара, например парфюмерии, при­дать ему некоторый оттенок романтизма, особой кра­соты и т.д. Такая реклама воздействует на эмоцио­нальную сферу потенциального потребителя, превра­щая звуковые образы в осязаемые, зрительные, про­буждает фантазию человека и в конечном итоге как бы приучает его к мысли о необходимости иметь пред­лагаемую ему вещь.

Удачно разработанный ролик — это только часть успеха рекламы по радио. Важнейшими компонен­тами ее полного успеха являются также выбор эфир­ного времени и частота подачи рекламы.

Радио в значительной степени отличается от те­левидения по числу слушателей, по характеру сво­ей аудитории, а также по определению наиболее оптимального времени для рекламы.

Здесь следует прежде всего сказать, что радио и телевидение имеют по существу разные аудитории и в разное время пользуются наибольшей популяр­ностью. Так, радио в ранние утренние часы слуша­ет большое количество людей, собирающихся на работу. В дневное время суток оно также имеет боль­шую аудиторию — домохозяйки, школьники и дру­гие категории людей, не занятых на постоянной работе. В вечерние часы радио уступает свое место телевидению, когда большая часть населения соби­раются на вечерний отдых у экрана телевизора. Соответственно наиболее дорогостоящее рекламное время на радио будет в ранние утренние часы или днем, особенно в обеденное время.

Реклама по радио в будний день будет эффек­тивнее, чем, например, в субботу, поскольку в вы­ходные дни телевидение собирает значительно боль­ше зрителей, чем радио слушателей. Однако имеет место и обратный факт, когда рекламный радиаро- лик может быть услышан большим количеством населения в выходные дни — теми, кто едет в ма­шинах на отдых или уже отдыхает за городом.

Передачи по радио, транслируемые в определен­ные, известные слушателям часы, собирают свою аудиторию: молодежь, пожилых людей, ветеранов, женщин-домохозяек, людей свободных профессий и др. Соответственно наиболее эффективным для подачи рекламного ролика будет время после та­ких передач, если рекламируемый товар предназ­начен целевому покупателю.

Количество передач рекламы по радио — тоже важный момент в рекламной кампании производи­теля. Оно должно быть значительно большим, чем, например, по телевидению, если рекламодатель рас­считывает на успех. Одно-два сообщения о фирме или о ее товарах, несомненно, окажутся безрезуль­татными. Рекламодателю следует закупить эфир­ное время в расчете не менее, чем, например, на 20 сообщений в течение определенного времени (од­ной недели или месяца).

При этом наиболее целесообразно давать рекла­му на начальном этапе несколько раз подряд, что­бы потенциальный покупатель хорошо запомнил рекламируемый товар. Если реклама рассчитана на длительный промежуток времени, подачу сообще­ния целесообразно разделить на три этапа:

  • первый — частая реклама, информационная, убеждающая
  • вто­рой — реклама подается реже, напоминающая
  • тре­тий — рекламное объявление или радиоролик звучит часто в эфире

Цель рекламы по радио на третьем этапе заключается в том, чтобы убедить потребите­лей купить товар фирмы, который слушателям хоро­шо знаком, в котором они уже не сомневаются и понимают необходимость его покупки.

Как и на телевидении, помимо рекламы в виде сообщения или ролика на радио могут организовы­ваться и специальные передачи рекламного харак­тера. Реклама в этих передачах может быть прямой и косвенной: в первом случае радиопередача включа­ет в себя рекламу товаров или услуг фирмы-рекламодателя как спонсора или организатора этой программы. Во втором случае это может быть рас­сказ (сообщение) по радио об успехах какого-ни­будь предприятия, о его продукции, интервью с его работниками и т.д., т.е. тот набор средств, который относится к рекламе методом паблик ри­лейшнз.

К преимуществам радиорекламы в целом можно отнести следующие ее характеристики:

  • радиореклама — эффективное средство реклами­рования товаров как массового спроса, так и про­мышленного назначения
  • с помощью радиорекламы можно воздействовать на нужную категорию покупателей
  • большой контингент радиослушателей составля­ют женщины и учащаяся молодежь. Именно эти группы людей могут стать активными покупателя­ми рекламируемого товара
  • радио является наиболее удобным средством информации, в том числе рекламной, для путеше­ствующих и людей, отдыхающих вне дома
  • с помощью радиорекламы можно создать при­влекательный образ товара, воздействуя на эмоцио­нальную сторону восприятия радиослушателей (по­тенциальных покупателей)
  • радиореклама намного проще в изготовлении, чем телереклама, и стоит дешевле

К недостаткам радиорекламы можно отнести следующие:

  • для эффективной рекламы по радио необходимо тщательно выбирать подходящее время, учитывая тот фактор, что радиослушатели часто переходят в категорию телезрителей
  • требуется большое число повторений рекламно­го ролика или сообщения для достижения цели — завоевания покупателя
  • в связи с расширением рекламного рынка сто­имость рекламы по радио имеет тенденцию к воз­растанию

К категории аудиовизуальных средств рекламы относится и кино. Однако по широте использова­ния в рекламном деловом мире кино уступает мес­то всем другим средствам массовой информации. На кинорекламу в мире тратятся сравнительно не­большие средства.

Рекламные кинофильмы можно подразделить на три вида:

  • рекламные ролики
  • рекламно-технические фильмы
  • рекламно-престижные фильмы

Рекламные ролики — короткие фильмы от 15 секунд до нескольких минут, показываются перед началом художественного фильма. Чаше всего они представляют собой товарную рекламу для массо­вого потребителя.

Рекламно-технические фильмы рассчитаны на специалистов. Их продолжительность от 5 до 15 — 20 минут. Это тоже товарная реклама, но, как прави­ло, товаров промышленного назначения: машин, ин­струментов, сырьевых материалов, источников элек­троэнергии и др. Показывать такой рекламный фильм большой аудитории кинозрителей нецелесообразно.

Рекламно-престижные фильмы — тоже корот­кометражные фильмы (10 — 15 минут), но их пред­метом является сама компания, производящая то­вары или услуги. Такие фильмы можно отнести к разряду средств паблик рилейшнз.

В современном рекламном мире кинофильмы используются значительно меньше, чем видеороли­ки, телеролики и радиоролики. Однако они, как правило, заказываются преуспевающими компани­ями как информационный материал для выгодного заказчика или покупателя, а также для выставоч­ных мероприятий.

В странах бывшего СССР кинореклама являлась по существу чуть ли не единственным средством массовой рекламы, осуществляемой государством.

Киноролики, технические кинофильмы рекламно­го характера показывались в кинотеатрах перед началом художественного фильма. Зрителю они были известны как киножурналы.

В последнее время в связи с общим снижением престижа кино кинореклама в России и других быв­ших советских республиках почти прекратила свое существование.

Средства массовой информации являются широ­ко известными и распространенными каналами рек­ламы. Однако в развитых страдах их все больше теснят другие виды и методы рекламирования. Од­ним из наиболее перспективных таких средств за­падные эксперты рекламы рассматривают прямую рассылку рекламы по почте (директ-мейл).

Прямая почтовая реклама

Прямая почтовая реклама представляет собой рассылку рекламных сообщений определенной ка­тегории потенциальных покупателей или возмож­ным деловым партнерам. Такая реклама рассмат­ривается в последнее время как наиболее простой, сравнительно недорогой способ выхода на реклам­ный рынок. При этом она признается как очень эффективное средство охвата значительного числа потребителей. Благодаря этим характеристикам реклама методом директ-мейл в последнее время заставила многих западных рекламодателей обра­тить внимание на ее возможности.

  1. Ее широко используют производители това­ров, стремящиеся донести сведения о них опреде­ленному кругу потребителей. Прямая почтовая реклама особенно эффективна при сбыте товаров производственного назначения: специфических видов промышленной продукции, оборудования, решения о закупке которых прини­мает руководство или группа специалистов пред­приятия-потребителя. Прямая почтовая реклама способствует при этом созданию массовой клиенту­ры, большого числа своих покупателей.
  2. Прямая почтовая реклама — удобное сред­ство рекламирования товаров и услуг, которые трудно охарактеризовать в полном объеме в рек­ламах СМИ. По почте же можно переслать нео­граниченное число сведений о товаре и его осо­бенностях.
  3. Рассылка рекламы конкретным адресатам рассчитана на то, чтобы вызвать быструю реакцию клиентов, и способствует скорейшему сбыту това­ров фирмы-производителя.

Прямая почтовая реклама представляет собой рассылку потенциальным потребителям двух видов сообщений: специально подготовленных рекламно-информационных писем и печатных рекламных материалов.

Рекламно-информационные письма печатаются на фирменных бланках рекламодателя и содержат все необходимые сведения о рекламируемых товарах и об условиях их покупки. Печатные рекламные ма­териалы — это брошюры, каталоги, которые посыла­ются клиентам или потенциальным покупателям со специальным сопроводительным письмом. В практи­ке директ-мейл имеется особый термин «реклам­ный почтовый пакет». Рекламным пакетом может быть названа любая почтовая пересылка рекламы, от простого письма или открытки до обширной по­сылки, включающей в себя несколько различных видов и форм информационных сообщений. Типич­ный пакет состоит из конверта, в котором посылают­ся письмо с предложением купить товар и брошюра, купон-заказ и конверт с обратным адресом.

Реклама по почте предполагает наличие у фир­мы конкретных адресов и балка данных о людях, которым посылаются сообщения. Эта сторона ди­рект-мейл чрезвычайно важна, и от наличия или пра­вильного подбора респондентов зависит эффективность проводимой рекламной кампании. Руководство фир­мы, ее маркетинговый отдел стремятся создать как можно более широкую адресную клиентуру.

Существуют два вида адресов: компилятивные списки и списки респондентов. Компилятивные списки включают адреса потенциальных клиентов, т.е. всех тех, кто может заинтересоваться товарами фирмы. Работа по поиску таких адресов трудоем­кая: изучение телефонных и адресных справочни­ков, информационных материалов в торгово-про­мышленных палатах и, наконец, сведений о место­нахождении предприятий соответствующих профи­лей в разных частях города, округа, страны и т.д. Пополнение адресного массива, как правило, осу­ществляется целенаправленно менеджером или груп­пой специалистов маркетингового отдела. Однако не исключено приобретение ценного адреса и случайным путем, например в ходе деловых встреч, презента­ций, контактов с партнерами и прессой и т.д.

Очень распространенным методом добывания адресов индивидуальных клиентов является их по­купка в разных организациях, в том числе и в рек­ламных агентствах. Стоимость покупки таких спис­ков бывает в ряде случаев очень высокой. И нако­нец, фирма-рекламодатель может поручить полно­стью свою прямую почтовую рекламу рекламному агентству, которое берет на себя подбор адресов, выбор и составление рекламного материала и рас­сылку его по почте.

Второй вид адресного массива — списки респон­дентов, тех людей, которые уже ответили на ранее посланную им рекламу по почте. Это могут быть необязательно купившие товар, но сцм факт их отве­та на рекламу расценивается положительно и их вклю­чают в круг тех потенциальных покупателей, с кото­рыми следует установить личностные отношения.

Характерной чертой прямой почтовой рекламы является избирательность в отношении аудитории и территории рассылки. Это позволяет рекламода­телю предусмотреть и рассчитать необходимую сум­му расходов на рекламу в зависимости от-своих эко­номических возможностей.

Почтовая реклама является одной из личных форм переписки. Важно, чтобы обращение к кли­енту в рекламном письме носило элементы личност­ного характера, дружеского участия. При получе­нии такого письма у клиента должно создаться впе­чатление, что его хорошо знают и что именно ему предлагают этот товар. Это импонирует человеку, и он, возможно, ответит на сделанное ему предложе­ние о покупке, дав если не прямое согласие, то хотя бы заверение, «что он подумает над предложени­ем». Последнее — залог его заинтересованности и решимости иметь с фирмой дело.

Прямая почтовая реклама особенно эффективна в тех случаях, когда перед фирмой стоит задача по­лучить скорейший отклик потребителей. Для этого нужно, чтобы она, с одной стороны, содержала раз­вернутый материал о предлагаемом товаре, а с дру­гой — была привлекательной по оформлению. В содержании рекламной брошюры и сопроводитель­ного письма должны быть даны сообщения о вы­пуске продукта, его описание, выделение полезных его качеств для клиента, условия покупки: цена, сроки, место, гарантии и система поощрений и т.д. Необходимо почтовый пакет представить клиенту таким образом, чтобы в нем не навязчиво, но не­сколько раз повторялись те ценностные характери­стики товара, благодаря которым рекламодатель рас­считывает на его продажу. Рекламную брошюру следует оформлять так, чтобы читатель заинтересо­вался как ее внешним видом, так и содержанием. Текст брошюры должен быть простым, а количе­ство рекламных рисунков и фотографий — умерен­ным, соответствующим главным задачам рекламы — привлечь внимание к товару и вызвать желание или решение его купить.

Прямая почтовая реклама считается эффектив­ным средством «завоевания» потребителя. Однако это происходит благодаря тщательной, кропотли­вой подготовке рекламы к рассылке и затем про­фессиональному проведению этой рассылки и ана­лизу ее результатов.

В западном бизнесе такая рекламная кампания считается успешной, если 5 — 7 % респондентов сделали заказы или купили товар фирмы-рекламо­дателя. Однако эти проценты нелегко получить, рек­ламные почтовые пакеты посылаются клиентам несколько раз, прежде чем можно рассчитывать на успех. Исследования показали, что на первую рас­сылку почтовой рекламы отвечает не более 10 %, на вторую — уже 20 — 30 % респондентов, на пя­тую рассылку можно рассчитывать получить ответ от 80 до 90 % тех, кому реклама была адресована, но только ответ и совсем необязательно — заказ на покупку. Такая рекламная кампания фирмы может длиться от двух-трех месяцев до более продолжи­тельного периода. Вторая рассылка почтовой рек­ламы осуществляется обычно спустя месяц после первой или несколько позже, в зависимости от даль­ности адресата. Для эффективной рекламной кам­пании необходимо подготовить почтовые пакеты, специально предназначенные для каждой новой предполагаемой рассылки, т.е. материал и адрес­ное письмо этих пакетов должны иметь определен­ные отличия в зависимости от времени и порядка их посылки. Получая рекламные материалы фир­мы во второй и третий раз, респондент должен вос­принять их не как простую настойчивость рекла­модателя, а как его личную заинтересованность в предоставлении именно этому клиенту так необхо­димых ему товаров и услуг. В конечном итоге пря­мая почтовая реклама выполняет свою основную функцию — завоевание массового и вместе с тем своего потребителя.

При обобщении характеристик директ-мейл как эффективного средства рекламирования можно вы­делить следующие его особенности:

  • прямая почтовая реклама — это адресный вид рекламы. Благодаря этому качеству она завоевала в последнее время одно из главных мест на реклам­ном рынке развитых стран. Заказы и покупки по рекламным проспектам (брошюрам) вошли в по­вседневную жизнь населения этих стран. Такая форма связи с потребителем начинает действовать на рекламных рынках бывших социалистических стран
  • прямая почтовая реклама не ограничена терри­ториальными пределами. Она может быть послана в любое место, где работает почтовое отделение, в любую страну и на любой континент
  • рекламная кампания методом директ-мейл по­зволяет объективно и полно проанализировать ее результаты и тем самым выявить степень эффек­тивности разработанной рекламы
  • директ-мейл считается сравнительно недорогим средством рекламирования. Однако разработка, ти­ражирование и пересылка рекламных материалов требуют значительных денежных затрат со сторо­ны фирмы-рекламодателя. И тем не менее выясня­ется, что конечный результат — сбыт товара или установление контактов с адресным потребителем — оправдывает все расходы
  • прямая почтовая реклама — эффективное сред­ство быстрейшего сбыта продукции фирмы, особен­но товаров производственного назначения

Недостатки рекламы методом директ-мейл мо­гут быть связаны как с объективными факторами, так и с субъективными. К первым относятся следу­ющих два:

  • требуется большое количество издаваемых рек­ламных материалов, что часто технически и тем более материально не под силу многим фирмам, особенно небольшим и малым предприятиям
  • в мире все больше расходуется бумаги на пря­мую почтовую рекламу, и если учесть тот факт, что значительная ее часть выбрасывается, то сле­дует рассмотреть и другую сторону проблемы — экологическую. Как отразится в будущем на эко­логии уничтожение громадных лесных массивов из-за сиюминутной выгоды фирм-рекламодателей?!

Основным субъективным фактором возможно­го неуспеха прямой почтовой рекламы является недостаточно хорошая ее подготовка: отсутствие целевого списка респондентов и будущих клиен­тов, рассылка рекламы методом проб и ошибок, плохое качество рекламных материалов, слишком высокая стандартность, однотипность этих мате­риалов вместо необходимых элементов индиви­дуального обращения к адресным покупателям и, наконец, невнимание к заключительной ста­дии рекламной кампании — анализу ее резуль­татов.

На современном этапе развития рынка, в том числе рекламного, в мире прямая почтовая реклама уже приобрела качественно новые формы. Это передача сообщений по компьютерным системам, пересылка видеокассет и дискеток и др. В новом тысячелетии ожидается бурное развитие рекламно­го рынка через систему Интернет.

Наружная реклама

По ярким огням и светя­щимся табло и рекламам столичных городов мира можно видеть, что наружная реклама прочно вошла в жизнь городского населения многих, особенно развитых стран. Ночная световая реклама — это только один из многочисленных видов наружной рекламы. Можно назвать и другие, не менее рас­пространенные: рекламные щиты, афиши, транс­паранты, фирменные вывески и др.

В зависимости от места расположения наруж­ную рекламу можно подразделить на три группы реклам:

  • стационарные рекламы, размещаемые на пеше­ходных и транспортных магистралях и улицах го­родов
  • рекламы, размещаемые на транспортных сред­ствах
  • рекламы, размещаемые непосредственно в мес­тах получения услуг потребителями (фирмах и ма­газинах)

К первой группе реклам относятся рекламные щиты, панно, афиши, транспаранты, устанавливае­мые на дорожных магистралях, площадях, спортив­ных площадках, а также, в местах проведения яр­марок и больших выставочных мероприятий. В ве­чернее время во всех этих местах, а также на зда­ниях устанавливаются световые вывески, элект­ронные табло и экраны.

Наиболее распространенными видами наружной рекламы являются щиты с плакатами и рисован­ные стенды. Щиты — это стандартные конструк­ции, состоящие из панелей определенного размера и формы и крепящиеся или в грунт, или к стенам домов. Помещаемые на них рекламы должны быть большого размера и выполнены литографическим способом.

Размер плакатов не менее 240 х 500 см. Есте­ственно, такой плакат выполняется на нескольких листах бумаги, которые необходимо приклеить к щиту.

Рисованные стенды отличаются от плакатов на щитах тем, что они изготавливаются вручную, за­тем доставляются к стендовому каркасу и навеши­ваются также вручную на каркас. Изготовить рисо­ванный стенд стоит дороже, чем напечатать рек­ламный плакат, дороже стоит и уход за рисован­ным стендом, поскольку его необходимо несколько раз подновлять или перекрашивать, а плакаты про­ще заменить новыми, специально заранее изготов­ленными в нескольких экземплярах. Но поскольку рисованный стенд может быть выполнен очень кра­сиво, с помощью дорогих красок, эффективность таких стендов как рекламного средства значитель­но выше, чем простых печатных плакатов. Часто рисованные шиты дают с подсветками.

Щиты с плакатами и рисованные стенды наибо­лее целесообразно устанавливать на автомобильных магистралях как внутри города, так и на подъездах к нему — это реклама для тех, кто едет в транспор­те. Очень важно для рекламодателя установить, на­пример, рекламный щит на площади или оживлен­ном перекрестке города, где наблюдается особенно большое скопление людей — это уже реклама для пешехода, пожалуй, потенциально самого массово­го клиента. Щиты и рисованные стенды помеща­ются и в других многолюдных местах: в парках или у входа в них, около бензоколонок, гостиниц, тор­говых и выставочных помещений.

Эти два вида наружной рекламы принято на­зывать стандартными. Для их изготовления ис­пользуются три возможных способа печати: на бумаге для наружных работ, на самоклеящейся пленке и на виниле. Изображение на бумаге для наружных работ рассчитано на три-четыре меся­ца. Для изготовления более долговечного изобра­жения используются самоклеющаяся пленка и винил.

К нестандартным видам наружной рекламы от­носят накрышные, настенные отдельно стоящие установки, всевозможные конструкции на кронш­тейнах и фасадах. Реклама может даваться и на специально изготовленных мягких полотнищах (рас­тяжках), размещенных над проезжей частью цент­ральных улиц.

Если фирма преуспевающая, она может позво­лить себе иметь ночную рекламу того или иного вида, в том числе световые плакаты, транспаран­ты, картинки с подсветками и т.д.

Весь широкий спектр средств наружной рекла­мы описанного вида применяется с целью завоевать как можно больше клиентов. Это — разновидность массовой рекламы. Однако наружная реклама бу­дет эффективной только при условии, что она по­мещается там, где ее могут увидеть или заметить много людей, и если она будет качественно выпол­нена. Последнее условие основано на знании специ­фики ее восприятия:

  • реклама должна быть выполнена броско, ярки­ми красками (например, сочетание желтого и чер­ного или других контрастных цветов)
  • изображение на рекламном щите должно быть объемным, а текст написан большими буквами, что­бы их можно было видеть с далекого расстояния
  • текст рекламы должен быть как можно короче, содержать не более шести-семи слов. Это не очень легкая задача — выразить желаемое сообщение в шести-семи словах. Однако тот факт, что у прохо­жего, а тем более проезжающего имеется только 5 — 7 секунд времени, чтобы обратить внимание на рекламу и прочитать ее, заставляет специалиста по наружной рекламе тщательно над ней потрудиться.

Чаше всего наружную рекламу заказывают фир­мы, выпускающие товары массового потребления или оказывающие услуги. Наружная реклама бу­дет эффективной, если товар или услуги можно пред­ставить с помощью лаконичного изображения или краткого текста. Поэтому не все производители могут дать такую рекламу, даже если им позволя­ют средства.

В принципе наружная реклама рассматривается в рекламном бизнесе как дополняющая другие сред­ства рекламирования, например по телевидению, в печати, на радио. Поэтому наружная реклама фир­мы выполняет одну из двух функций: носит инфор­мационный характер или напоминает потребителям о ее существовании. Желательно, чтобы она орга­нично входила в рекламную кампанию производи­теля. По возможности в ней должны повторяться те особенные черты рекламы конкретной фирмы, которые подчеркиваются в других средствах, напри­мер картинка, краски, штрихи, слоган.

В последнее время наружная реклама расшири­ла спектр рекламирования товаров. Большие ком­пании ставят щиты с рекламой продукции произ­водственного назначения, все большую роль начи­нает играть имиджевая реклама, размещаемая на рисованных стендах, стендах с подсветками, а так­же ее накрышные и настенные виды. Можно выде­лить следующие преимущества наружной стацио­нарной рекламы:

  • это очень заметный, привлекающий внимание вид рекламы
  • она привлекает массового потребителя — как пе­шеходов, так и проезжающих в транспорте
  • воздействует на потребителей в течение всех суток
  • наружная реклама — это средство украшения городов в ночное время. При удачном архитектур­ном решении она может также стать элементом ук­рашения городского интерьера в целом

Однако наружная реклама имеет и серьезные недостатки:

  • технический недостаток — портится под воздей­ствием дождя, ветра, солнца и т.д., а в ряде случа­ев ее портят люди
  • реклама рассчитана на получение положитель­ных результатов через весьма продолжительный период времени. Проанализировать ее эффектив­ность очень трудно
  • наружная реклама — дорогостоящий вид обще­ния с потребителями. Проблема здесь заключается не только в том, что требуются средства на ее изго­товление, установку и поддержание в сохранности. Речь идет о необходимости оплаты рекламодателем целого комплекса дополнительных услуг, которые выполняет рекламное агентство в связи с заказан­ной ему рекламой

Прежде всего это специализированное агентство, работающее в области наружной рекламы. Оно бе­рет на себя выбор места для размещения рекламы и согласование паспорта на это место с органами вла­сти, в частности с теми службами, в ведении кото­рых находится это место. Эскиз рекламного сооб­щения и проект шита обязательно согласуют со службами главного архитектора города. При этом рекламодатель оплачивает рекламу, аренду места ее установки и большое число регистрационных до­кументов.

Таким образом, наружная реклама является источником колоссальных поступлений в городс­кой бюджет. Это в свою очередь позволяет осу­ществлять целый ряд социальных программ: го­родские праздники, модернизацию и освещение улиц и др.

Рекламу на транспорте можно подразделить на четыре вида:

  • рекламные сообщения, размещаемые внутри транспортных средств, например в электропоездах, метро, трамваях, троллейбусах и т.д.
  • внешние плакаты на средствах транспорта
  • щиты на остановках трамваев, троллейбусов, автобусов
  • различные рекламные средства, устанавливаемые на железнодорожных вокзалах, автостанциях, в аэропортах и т.д.

Реклама внутри транспорта обычно имеет вид всевозможных наклеек — небольших печатных рек­ламных листов с объявлениями о продаже тех или иных товаров и указанием соответствующих адре­сов. Такие рекламы, как показывают исследования, привлекают внимание большого числа пассажиров. Часть из них мельком просматривает рекламный лист, а часть прочитывает внимательно. Такая рек­лама выполняет не только функцию информирова­ния, но и убеждения. Она нацелена на то, чтобы вызвать существенный интерес к рекламируемому товару (услугам).

Наружная реклама на транспорте должна преж­де всего удовлетворять следующим требованиям:

  • привлекать к себе внимание за счет яркости и необычности (новизны) оформления
  • ее без труда можно читать на ходу — здесь важ­ны большой размер самой рекламы и большими бук­вами написанный текст. Уместно использование са­мого крупного шрифта
  • быть краткой и одновременно понятной

Наружная транспортная реклама только начи­нает распространяться в бывших социалистичес­ких странах. Однако в западном мире она прочно завоевала свое место. Реклама на транспорте изго­тавливается специалистами-художниками. Рекламо­датель заказывает содержание, форму и размер. Задача дизайнеров и художников — найти опти­мальный, красочный вариант исполнения заказа. Стоимость работы, а также стоимость помещения такой рекламы на определенный вид транспорта (троллейбус, грузовик, автобус и т.д.) довольно вы­соки, особенно если этот вид транспорта является монополистом в городе. За границей широко рас­пространено использование собственных транспорт­ных средств компании или частного предпринима­теля для помещения своих товарных или имидже­вых реклам. Автобус, грузовик, маленький фургон­чик не просто обклеиваются одним-двумя плаката­ми, а раскрашиваются и расписываются, превра­щаясь в великолепное зрелище, привлекающее вни­мание и прохожих, и проезжающих. Такая рекла­ма, а соответственно и рекламируемый ею товар долго не забудутся

На остановках транспорта (троллейбуса, автобу­са, реже трамвая) помещаются разного вида уста­новки для реклам, например щиты или тумбы с наклеенными на них плакатными объявлениями. Эти объявления большей частью некоммерческого характера: афиши спектаклей, выставок и др. Од­нако часть места на таких щитах может быть за­куплена фирмами для объявления о каких-нибудь торговых мероприятиях (ярмарках, распродажах и пр.) или о предоставлении полезных услуг населе­нию.

Рекламные средства наружной рекламы устанав­ливаются также на вокзалах, автостанциях и в аэро­портах, часто в виде больших и небольших щитов и световых реклам. Они могут быть помещены как внутри, так и снаружи помещений.

В целом к достоинствам рекламы на (в) сред­ствах транспорта можно отнести следующие:

  • реклама привлекает большое число потенциаль­ных покупателей своей яркостью и неординарностью
  • это «подвижное» средство рекламирования, ко­торое появляется в разных частях города и может привлечь внимание (и не один раз) различных групп людей
  • реклама внутри салона рассчитана на вниматель­ное прочтение пассажирами, следовательно, и на запоминание

К недостаткам рекламы на транспорте можно отнести следующие:

  • человек может не успеть прочитать ее
  • технический недостаток — реклама портится под воздействием природных факторов или непорядоч­ными людьми

Третья группа видов наружной рекламы вклю­чает в себя фирменные вывески, оформление вит­рин и интерьеров магазинов, офисов, приемных и служебных помещений — в общем, того места, куда потребитель пришел, чтобы что-то купить, получить услуги или наладить контакты. Это очень широкий круг рекламных приемов организации в борьбе за создание своего имиджа, престижа или быстрейше­го сбыта своего товара.

Уже несколько столетий вывеска с названием торгового дома (фирмы или магазина) служит для клиентов рекламой его надежности или популярно­сти, качественного товара или хорошего обслужи­вания и т.д. Люди узнают производителя качествен­ных товаров по названиям фирменных вывесок. Поэтому важно, чтобы такая вывеска была очень наглядно изготовлена. Она должна привлекать вни­мание потребителя своим броским названием, ори­гинальным рисунком или эмблемой (товарным зна­ком), уже завоевавшей фирме известность. Кроме того, помещенная над дверью или на стене здания вывеска должна иметь такой размер, чтобы ее можно было увидеть с далекого расстояния и прочитать. В ряде случаев целесообразно такую вывеску поме­щать на прикрепленном к стенду кронштейне.

Оформление интерьера предприятия также может служить рекламой организации, если ему уде­ляется специальное внимание со стороны руковод­ства. Удачный стиль интерьеров приемных и слу­жебных помещений фирмы, спецодежда или при­нятые нормы ношения одежды сотрудниками яв­ляются важными элементами «фирменного» стиля, создают в глазах клиентов и деловых партнеров положительный имидж организации.

Существует очень много средств наружной рекламы для оформления наиболее посещаемых мест — магазинов и других торговых точек. Престижные фирмы в оформлении витрин своих магазинов прибе­гают к услугам специалистов-дизайнеров. Это единственно правильный способ создать привлекательную для посетителей витрину магазинов — супермарке­тов и универмагов, плохо оформленные витрины, что часто имеет место из-за экономии средств, могут ока­зать отрицательное воздействие на покупателей.

Внутримагазинная реклама включает в себя фир­менные указатели отделов, разнообразные реклам­но-информационные стенды и панно, яркие ценни­ки. Часто используются специальные стеллажи для демонстрации товаров, на которых укрепляют ин­формационные доски, таблички, указатели.

Рекламные сообщения о товарах следует делать очень краткими, подобно заголовкам реклам в сред­ствах массовой информации. Покупателю нет необ­ходимости читать подробное описание, например, указанного на табличке товара — это лучше сде­лать, подойдя непосредственно к стойке, где лежит товар, и рассмотреть его внимательно. Для того что­бы плакатный лист, вывеска или указатель товаров привлекали внимание покупателя, необходимы сле­дующие условия:

  • обращение к покупателю должно «кричать». Поэтому оно выполняется яркими красками. Удач­но сочетание желтого фона и черных букв или со­четание желтых и красных красок
  • реклама должна иметь яркое, эмоциональное содержание
  • «новинка, скидка бесплатно» — вот те магичес­кие слова, которые немедленно привлекут внима­ние любого посетителя магазина независимо от того, сможет он купить вещь или нет.

В целом весь ком­плекс рекламных средств в месте, где продаются товары, помогает покупателям быстрее и легче выб­рать нужный товар, сделать больше покупок. У по­требителей также возникает и сохраняется долгое время положительное отношение к такому торго­вому предприятию.

Сопутствующие мероприятия и материалы

Сопутствующие материалы и мероприятия как средство рекламирования могут быть подразделены на две группы:

  • фирменные упаковки
  • фирменные сувениры и подарки

Специалистам в области маркетинга и рекламы известен фактор воздействия на покупателя каче­ственной и красивой упаковки. Поэтому проблема здесь сводится к двум моментам:

  • выбор качественного материала, чтобы упаков­ка привлекала, а не раздражала покупателя
  • умение включить в эту упаковку такие элемен­ты, символизирующие фирму, которые запомни­лись бы потребителям как знак отличия продукта данной фирмы от похожих товаров

Причем часто определенные элементы, являющиеся символом фирмы на упаковке, служат ориентиром для поку­пателя, чтобы отличить оригинальный продукт от его подделки. Так, изображение на крышке банки кофе «Нескафе» птицы свидетельствует о том, что покупатель покупает доброкачественный продукт фирмы «Нестле». В рекламе водки «Распутин», ко­торая шла по российскому телевидению до запрета рекламирования водочных изделий, подчеркива­лось, что настоящую водку этой марки можно от­личить от поддельной по двум изображениям Рас­путина: вверху и внизу.

Немаловажную рекламную ррль может сыграть упаковка, предназначенная для особых товаров фирмы или для особых случаев, например ориги­нальная упаковка подарочных наборов или пода­рочных сувениров.

Следует сказать, что этот фактор уже давно за­воевал свое место в рекламном бизнесе развитых стран, однако с большим трудом пробивается на рынки бывших социалистических стран из-за недо­статочной разработанности технологий, а часто и все еще существующего устаревшего взгляда на покупателя как потребителя любого выбрасываемого на рынок товара широкого спроса.

Рекламные сувениры являются, как правило, частью хорошо разработанной рекламной кампа­нии, рассчитанной на длительный период време­ни. В этом случае могут преследоваться две цели: популяризация фирмы и напоминание о фирме или ее товарах.

Рекламные сувениры могут подразделяться на три вида:

  • фирменные сувенирные изделия
  • серий­ные сувенирные изделия
  • подарочные изделия

Фирменные сувенирные изделия — это пред­меты обихода, оформленные с широким использо­ванием символики фирмы. К ним относятся пред­меты одежды: майки, кофточки, шапочки и даже куртки; различные аксессуары — сумки, всевозмож­ные пакеты с ручками, которые получили большое распространение во всем мире; мелкие предметы типа брелков, зажигалок, пепельниц, ручек и др.

Часто кроме символики фирмы на таких рек­ламных изделиях печатается текст: слоган (девиз) фирмы, а также адрес или телефон.

Многие крупные фирмы США, Японии, стран Западной Европы уделяют специальное внимание производству простых, но качественных фирменных сувениров, видя в них средство завоевания массо­вого покупателя. Одновременно такой бизнес сам по себе может приносить дополнительный, а в не­которых случаях весьма существенный доход ком­пании. Примером последнего является производ­ственно-маркетинговая (одновременно рекламная) деятельность широко известной американской ком­пании «Уолт Дисней». Производство сувениров с эмблемами, фотографиями, рисунками, картинка­ми и другими элементами из известных мультфиль­мов для детей составляет самостоятельное направ­ление диверсификации деятельности компании и приносит не менее трети всех доходов фирмы.

Серийные сувенирные изделия с гравировкой или с фирменными наклейками. Особенно часто они применяются для внешнеторговой рекламы, например различные изделия народных промыс­лов, на которых имеются фирменные наклейки с товарным знаком организации-дарителя или гра­вировка с дарственной надписью от определенной компании.

К рекламным сувенирам можно отнести и по­дарки, которые преподносятся руководителям выс­ших звеньев управления на юбилеях, творческих мероприятиях, деловых встречах, симпозиумах и т.д. Это дорогие, престижные вещи, имеющие, од­нако, практический характер: атташе-кейсы, на­стольные приборы, часы или украшения для каби­нета, офиса. Такие подарки вручаются, как прави­ло, в присутствии определенного круга людей от имени фирмы. На память о фирме на подарке можно выгравировать дарственную надпись или специаль­ную табличку с фирменной символикой.

К преимуществам сувенирной формы реклами­рования товаров можно отнести следующие:

  • возможность охвата большого числа потребите­лей при условии широкого выпуска сувениров мас­сового спроса (майки, пакеты и т.д.)
  • одновременная возможность воздействия на оп­ределенный рыночный сегмент (товары, например, «Диснейленда» предназначены для молодежной ка­тегории населения)
  • способ создать хорошее настроение у человека, поскольку он покупает недорогой, но очень нуж­ный или понравившийся предмет, а тем более если получает хороший подарок
  • способ поддержания положительного отношения к фирме (товару) на определенный промежуток вре­мени (например, пока майка или куртка носятся, пока стоит на полке кабинета дорогостоящий пода­рок и т.д.)

Однако реклама с помощью сувениров обладает существенным недостатком — трудоемкостью про­цесса изготовления и продаж. Требуются особое мастерство, квалифицированные кадры, чтобы сде­лать обычные предметы обихода рекламой ком­пании. По этой причине рекламные сувениры могут рассматриваться как определенный допол­нительный вид к более распространенным сред­ствам рекламной кампании производственной или торговой фирмы.

Выставки и ярмарки

Выставки и ярмарки рассматриваются как не­пременный элемент рекламной кампании больших производственных фирм. В выставке участвуют рекламирующаяся организация, дилеры, органи­зационные работники и, наконец, потребители — как частные, так и юридические лица. Выставки обычно проводятся на деньги промышленных, торговых, профессиональных и рекламных ассо­циаций. Однако каждый участник рекламной вы­ставки платит за место и некоторые дополнитель­ные услуги. Как правило, экспонатами выставки являются товары одного профиля или одной от­расли.

Выставки могут носить стационарный характер: они работают или постоянно, или продолжитель­ные периоды времени, часто в специальных здани­ях, павильонах, залах. Во многих странах прово­дятся передвижные выставки — рекламы отдель­ных товаров или деятельности всей фирмы, если последняя относится к числу средних и особенно малых предприятий.

Выставка — это орудие агрессивной маркетин­говой политики фирмы и соответственно эффектив­ный способ рекламирования, если она проводится квалифицированными менеджерами фирмы-рекла­модателя. Хорошо организованная выставка — это реклама, притягивающая внимание потребителей, а также способствующая установлению контактов с новыми клиентами.

Дополнительно к рекламной функции выставки помогают внедрить новые товары, инновационные изобретения в практику и жизнь, а также выявля­ют сильные и слабые стороны деятельности конку­рентов фирмы.

Ярмарки также могут рассматриваться как кра­сочный рекламный проект фирмы, выставившей на продажу свои лучшие товары. Проведение ярмарок является старой традицией стран Европы, в том числе республик бывшего СССР. Ярмарки, как правило, включают показ и продажу широкого ассор­тимента товаров разных отраслей. Их посещение становится событием, если товары не только выс­тавляются в качестве рекламных материалов, но и доступны по цене для покупки прямо на местах, с прилавка.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)