Конспект экономиста:)

Меню

Содержание сферы малого бизнеса

нет комментариев

Содержание малого бизнеса

Малый бизнес — изначальная форма развития предприниматель­ства и базовое направление оздоровления национальной экономи­ки. Именно малый бизнес, реализуя многообразные услуги на всех стадиях воспроизводственного процесса, служит ключевым факто­ром экономического роста.

Мировой опыт подтверждает значимость малого бизнеса в созда­нии конкурентной среды, способствующей формированию мотивационных механизмов к инвестированию, совершенствованию финан­сово-кредитных рычагов.

Современные российские аналитики свидетельствуют о том, что негосударственный сектор сферы малого бизнеса демонстрирует очевидные преимущества в качестве коммерческих услуг, обеспечи­вает восстановление промышленного потенциала, снижение уровня безработицы, повышение безопасности производства, потребления и жизнедеятельности. Представители малого бизнеса по-новому оценивают собственную деятельность с позиции социально-корпо­ративной ответственности за результаты труда перед обществом.

При этом отставание России от развитых стран по занимаемой доле малого бизнеса в валовом национальном продукте (всего 10— 14%), а также по динамике его развития служит серьезным допол­нительным стимулом к глубокому анализу складывающейся ситуа­ции и поиску уникальных управленческих решений в сфере марке­тинга малого бизнеса.

Возрождение России невозможно без пристального изучения особенностей маркетинга в сфере малого бизнеса в тесной увязке с элементами рыночного механизма, его принципами, функциями.

Для того чтобы разобраться в концептуальных подходах к содер­жанию маркетинга, его стратегии, тактики, необходимо преодолеть маркетинговую неграмотность и освоить на практике закономерно­сти, формы и методы рыночного управления в отраслях сферы мало­го бизнеса. Решение этой задачи требует использования соответст­вующего понятийного аппарата.

Маркетинг — центральная функция управления малым бизнесом, так как его целью является определение потребности покупателей и мобилизация ресурсов фирмы для удовлетворения этих потребно­стей. По мере обострения конкуренции в условиях глобализации экономики значение концептуализации маркетинга усиливается.

Рынок — комплексная система коммерческих связей между по­купателями и продавцами, функционирующая в целях совершения обмена товара на деньги. Рынок имеет богатую структуру построе­ния. Эта сложная структура включает в себя совокупность различных рынков, их видов, подвидов, элементов и факторов, характеризую­щих степень развития рыночных отношений. Каждый рынок в от­дельности отличает собственная специфика в зависимости от объек­та, территории, соответствия законодательству, уровня регулирова­ния, насыщения товарами, степени корпоративной ответственности перед партнерами.

Отрасль — совокупность предприятий, конкурирующих между собой за потребителя в силу наличия общих свойств у выпускаемой ими продукции или оказываемых услуг.

Сфера малого бизнеса — система взаимодействия субъектов ма­лого предпринимательства и развитой инфраструктуры. Сфера ма­лого бизнеса страны стала зарождаться с 26 августа 1988 года, когда был принят Закон СССР «О кооперации». Этим Законом были соз­даны привилегированные условия одной форме собственности, а именно: отсутствие для кооперативов платежей в бюджет, возмож­ность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников кооперативов. Все это привело к оттоку квалифициро­ванной рабочей силы с государственных предприятий в кооперативы.

В этом же году (6 июня 1988 года) было принято положение «Об организации деятельности малых предприятий» (Протокол № 6 засе­дания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР). Утверждением этого положения был введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предпри­ятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоя­тельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распреде­лении хозрасчетного дохода. Началось создание малых предприятий в различных отраслях промышленности и регионах страны.

4 июня 1990 года принят Закон «О предприятии в СССР», в кото­ром было объявлено о равенстве организационно-правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности, что обес­печило рост числа предприятий различных форм собственности.

В этом же году (8 июля 1990 года) Постановлением Совета Мини­стров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» были определены основные документы для государственной регист­рации малых предприятий, утвержден двухнедельный срок госреги­страции, определены льготы малому бизнесу по налогообложению, амортизации и др.

18 июня 1991 года было принято постановление Совета Минист­ров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий», которым определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России.

В этом же году (27 декабря 1991 года) Законом «О налоге на при­быль предприятий и организаций» определены дополнительные льготы для малых предприятий, чем усилена государственная под­держка малого бизнеса.

В 1993 года было опубликовано постановление Совета Министров — Правительства РФ от 11 мая 1993 года № 446 «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федера­ции». В этом постановлении указано, что государственная поддерж­ка малого предпринимательства — одно из важнейших направлений экономической реформы. Определены приоритеты развития малого предпринимательства.

В целях развития в России предприятий малого бизнеса поста­новлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 года № 65 создан «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере» (создание малых наукоемких фирм инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.). Поощ­ряется конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным, наукоемким проектам малого бизнеса.

В 1995 года был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ. Законом были определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъек­тов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важ­нейшие направления государственной поддержки предпринимательства. В их числе:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансов, материаль­но-технических и информационных ресурсов, а также научно- технических разработок и технологий
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов ма­лого предпринимательства, лицензирования их деятельности,
  • сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов ма­лого предпринимательства, включая содействие их годовым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными государствами
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квали­фикации кадров для малых предприятий

Теория и хозяйственная практика выделяют в первую очередь про­изводственную инфраструктуру как комплекс отраслей и сфер, об­служивающих малые предприятия и способствующих их развитию: транспорт и транспортное хозяйство в целом, связь, линии электро­передачи, материально-техническое снабжение и сбыт, объекты, обес­печивающие бесперебойное функционирование нефте- и газопрово­дов, рациональное использование природных ресурсов и охрану ок­ружающей среды.

Выделяется также социальная инфраструктура, в которую входят сферы деятельности, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы и нормальную жизнедеятельность людей:

  • жилье и коммунальное хозяйство в целом
  • здравоохранение
  • образование
  • гостиничное хо­зяйство
  • общественное питание
  • и т.п.

В свою очередь социальная сфера должна иметь свое инфраструктурное обеспечение, равно как и градостроительство, наука, культура, спортивная деятельность и другие сферы жизни людей.

Рынок диктует необходимость развития важнейших элементов его инфраструктуры, таких, как:

  • разветвленная банковская система, обеспечивающая современ­ный финансово-кредитный и расчетный механизм, беспере­бойное денежное обращение в стране
  • эффективно работающие специализированная биржевая и аук­ционная системы, обеспечивающие рыночные котировки и биржевой оборот различной товарно-сырьевой продукции, цен­ных бумаг, куплю-продажу недвижимости, валютных средств, вовлечение в хозяйственный оборот трудовых и других ресурсов
  • широко разветвленные закупочно-заготовительная, контракт­ная и торгово-коммерческая системы, обеспечивающие не­биржевой оптовый и розничный товарооборот
  • надежная страховая система, обеспечивающая страхование не только жизни, имущества и капитала, но и различных ком­мерческих рисков на всех стадиях рыночного оборота
  • четко организованная налоговая система, определяющая взаи­моотношения всех субъектов рынка (юридических и физических лиц) с государственным бюджетом и стимулирующая развитие и повышение эффективности их производственной и хозяй­ственной деятельности
  • налаженная современная информационно-аналитическая сис­тема, включая современные специальные информационные каналы связи и другие средства коммуникации
  • гибкая, легко адаптирующаяся к рыночным изменениям систе­ма паблик рилейшнз с ее механизмами, формами и методами
  • правовая система, без которой нормальный рынок просто не сможет существовать, а также судебно-арбитражные структуры

Важнейшей составной частью инфраструктуры любой националь­ной экономики является сфера товарного обращения. Товарное об­ращение средств производства — важный фактор эффективности рыночного механизма, так как через эту сферу в России проходит более 2/3 всего товарооборота.

В сфере товарного обращения происходит реальная оценка ре­зультатов деятельности каждого предприятия. В ней через механизм спроса и предложения, т.е. через фактическую реализацию, проходят свою проверку созданные потребительные стоимости с точки зрения их соответствия общественной и индивидуальной потребности и це­ны на товары с позиции их конкурентоспособности.

Коммернеско-посредническая сфера — сложная оперативно- организационная система, направленная на обеспечение совершения процессов купли-продажи с учетом текущих и перспективных рыноч­ных изменений в целях полного, качественного и своевременного удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Это такая деятельность, которая позволяет всем участникам коммерческого обо­рота успешно взаимодействовать с учетом взаимной выгоды на всех эта­пах реализации торговых сделок. Именно коммерческо-посредническая деятельность способствует эффективному развитию производства и влияет на формирование его объемов и перспективных направлений.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной под­держке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса отнесены коммерческие организации, в ус­тавном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъ­ектов Российской Федерации, общественных и религиозных организа­ций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля при­надлежащих одному или нескольким юридическим лицам, не являю­щимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

  • в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек
  • в сельском хозяйстве, научно-техни­ческой сфере — 60
  • в оптовой торговле — 50
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек

Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образова­ния юридического лица.

В ходе проблемно-ориентированного анализа динамики развития субъектов малого предпринимательства России построена таблица, в которой отражено число малых предприятий по отраслям экономи­ки за 1996—2004 годы.

Число малых предприятий по отрослям экономики (на 2005 год)
Число малых предприятий по отрослям экономики (на 2005 год)

Число малых предприятий по отрослям экономики в процентах

Как видно из таблицы, на начало 2005 года в России число малых предприятий составило 953,1 тыс. — это максимальное количество предприятий, зарегистрированных органами государственной стати­стики в сфере малого бизнеса с начала ее формирования. Впервые с 1999 года зафиксировано серьезное увеличение числа малых предпри­ятий на 60,1 тыс. ед. Положительные структурные сдвиги характерны и для отраслей экономики. Так, число малых предприятий в про­мышленности на начало 2005 года в сравнении с 2004 года изменилось в сторону увеличения на 9,1 тыс. ед., на транспорте — на 5,4 тыс. ед., в торговле и общественном питании — на 23,9 тыс. ед. При этом от­носительно общего числа малых предприятий удельный вес их в промышленности незначительно увеличился: с 13,3% на начало 2004 года (конец 2003 г.) до 13,4% на начало 2005 года (конец 2004 г.).

Тенденция снижения числа малых предприятий просматривается в строительстве, образовании, науке и научном обслуживании. Здесь за обозначенные 9 лет число малых предприятий в строительстве снизилось со 138 до 121,3 тыс., а удельный вес их в общем числе — с 16,4 до 12,7%.

Следует также отметить такой негативный факт, как снижение бо­лее чем в 2 раза, а именно с 46,7 до 20,7 тыс., числа малых предпри­ятий в науке и научном обслуживании (в процентном отношении с 5,5 до 2,2%).

Отрасли экономики, где за истекшие девять лет наблюдался су­щественный рост числа малых предприятий, это — оптовая торгов­ля продукцией производственно-технического назначения (с 14,6 до 25,7 тыс.), операции с недвижимым имуществом (с 3,9 до 30,5 тыс.) и здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (с 11,0 до 22,3 тыс.). Соответственно возрос и удельный вес этих отраслей в общем числе малых предприятий России.

Как видно, за последние годы число малых предприятий растет незначительно, а по отдельным отраслям остается почти неизменным или даже снижается.

Качественные структурные сдвиги в сфере малого бизнеса могут быть обеспечены за счет внедрения и развития маркетинга.

Маркетинг в отраслях сферы малого бизнеса — комплексная сис­тема управленческой, регулирующей и исследовательской деятельно­сти, учитывающая отраслевые особенности и направленная на удовле­творение потребностей общества в соответствии с покупательским спросом. В результате главная цель маркетинга заключена в удовле­творении потребностей общества с учетом материальных и духовных запросов.

Основные направления маркетинговой деятельности являются ключевыми составляющими всех стадий воспроизводственного про­цесса — от производства материальных благ, их распределения, об­ращения до стадии конечного потребления.

В последние годы качественно новое развитие получил рынок ус­луг сферы малого бизнеса, представляющий социально-экономи­ческий комплекс, работа которого осуществляется в соответствии с рыночными законами, национальной спецификой, территориаль­ной масштабностью в целях усиления роли институтов потребите­лей и повышения качества жизни общества.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)