Рубрика: Маркетинг

Скрытая реклама в комиксах


Как известно, впервые скрытая реклама была размещена в комиксе о морячке Папае, продвигающем здоровый образ жизни вместе с консервированным шпинатом фирмы The Spinach Сап. Жанр комикса до сих пор остается очень востребованным среди рекламистов, поскольку он обладает способностью эффективно доносить до сознания людей ин­формацию, оказывать на них влияние.

Причина популярности комикса может быть объяснена его способностью упрощения и ускорения процесса позна­ния. Перцептивные схемы, описанные У. Найсером, лежат в основе процесса познания действительности человеком, процесса, происходящего посредством актуализации неко­торых схем восприятия и воображения. Комикс позволяет разложить любое явление или процесс на составляющие, что значительно облегчает понимание и восприятие инфор­мации. В сфере образования, особенно на Западе, уже давно стали появляться комиксы-брошюры и комиксы-учебники с объяснением исторических событий и физических явле­ний, а девизом образования становится принцип «не чи­тать, а смотреть». Секрет более успешного восприятия ин­формации через комикс, а не повествование заключается в том, что информация, которую ребенок получает из ко­микса, носит эмоциональную окраску, затрагивает чувства. Помимо этого, информация, изложенная в комиксе, не тре­бует поиска истины и смысла, она уже готова к усвоению без дополнительного анализа.

Более того, вся современная культура движется от вер­бальной к экранной. В этих условиях и дети, и взрослые по­стоянно ощущают себя телезрителями и во всем ищут явле­ния, напоминающие телевизионный экран. А кадры комик­са — это аналог кадров на экране, только остановившихся. Сегодня люди предпочитают не читать и слушать, а смот­реть и рассматривать.

Поэтому размещение рекламы в комиксе рабо­тает достаточно эффективно, формируя потребительское по­ведение.

Одна из рекламных возможностей, которую дают комик­сы, — это их использование как носителей политической и идеологической скрытой рекламы. В этом случае героем комикса становится политик и те идеи, которые необходи­мо продвинуть через этот художественный носитель.

Применение жанра комикса в качестве одной из полити­ческих технологий особенно актуально в том случае, если кандидат мало известен или воспринимается электоратом как «выскочка». Это может быть, например, вчерашний ра­бочий или инженер крупного завода, который неожиданно сделал карьеру профсоюзного лидера. Еще вчера для заводчан он был своим парнем, Серегой, которого они же — так, смеха ради или из-за отсутствия других непьющих — вы­двинули в профком, а сегодня положение обязывает назы­вать его Сергеем Михайловичем. И вот теперь он зарегист­рированный кандидат в депутаты. Основную часть его элек­тората составляют заводчане, их семьи и их соседи, потому что раньше дома для рабочих и служащих строили вокруг заводов. Тут перед политическим консультантом встает задача снова преобразовать имидж Сергея Михайловича в имидж «своего парня», того самого Серегу, которого лю­били все заводчане, а потому и выдвинули в профсоюз.

И вот тут, будто бы освежая ментальную память росси­ян, в которой заложен архетип понимания народной быто­вой карнавальной и смеховой культуры (термин «смеховой мир» ввел применительно еще к культуре Древней Руси Д. С. Лихачев), политический консультант может предло­жить политику ввести в свой имидж архетип балаганного Петрушки, по символическому типу, разумеется. Сделав кандидата в депутаты героем комикса, политический кон­сультант добивается главных целей: снова вводит Героя в круг вчерашних коллег, чем снимает пафосность его об­раза и дает возможность посмеяться над ним как над «рав­ным», снова превращая его в «своего парня».

В качестве иллюстрации политической скрытой рекламы в комиксах можно привести PR-комикс, использовавшийся во время избирательной кампании в Законодательное со­брание Санкт-Петербурга кандидатом в депутаты от Киров­ского завода Сергея Пантелеева.

КАК ИВАНЫЧ, КУТУЗОВ И ЗИНКА СЕРГЕЯ ПАНТЕЛЕЕВА В ДЕПУТАТЫ ПОСЛАЛИ

1.Задумался Иваныч о политике:
Грязное это дело… А почему? Наверное, плохие люди ее делают…
2….И заспешил на завод.
3.Идет по заводу и думает: надо своих депутатов в Зако­нодательное собрание выбирать. Истинно народных, от кировчан. Здесь каждый друг о дружке все знает.
Зашел в цех, посоветовался со своими. А те единодушно на Пантелеева и указали.
И отправили Иваныча делегатом от народа Пантелеева в политику призвать.
4.- Не-е-ет!!! — начал отбиваться Пантелеев. — Мне и здесь работы хватает. Рабочий день по 20 часов длится.
5.Как вспомнил Пантелеев, что за день приходится сде­лать, тяжко вздохнул. Но работы он никогда не боялся!
6.Иваныч снова к рабочим:
Отказывается Пантелеев в политику идти!
7.- Ему наши интересы — Кировского завода — там от­стаивать надо, чтобы завод расширялся и на нашу страну еще лучше работал, — зашумели рабочие. — Он и сейчас за улучшение условий нашего труда бьется!
8.Вздохнул Иваныч: «Хоть и был у меня в учениках когда-то Серега Пантелеев, а старика не послушал. Не хочет в по­литику».
9.И пошли они снова к Пантелееву. Идут, а Пантелеев им навстречу по делам спешит.
10. — Сергей Михалыч, — уважительно так обратился к нему ветеран войны и труда Кутузов, — уважь нашу прось­бу, поди в политику.
Ты здесь нашу зарплату отстаивал! За нас бился! Опыт убеждения имеешь!
17. Собрала Зинка народ и приструнила Пантелеева:
Иди, куда народ посылает!
Да, да! — закричали остальные.
Ты добрый, на операцию сына Кузьмича большие деньги у администрации выбивал! Теперь у его сынка серд­це как новенькое стучит: тук-тук…
Иди в Собрание за нас! — обступая Пантелеева, по­требовал завод.
18. Услышав такие слова, распрямил спину Пантелеев, поднял голову и пошел… в депутаты.

Comments are closed .