Рубрика: Маркетинг

Реклама в современном Бизнесе

Реклама
На современном этапе развития рыночной эко­номики реклама играет все более существенную роль. Это положение справедливо как для высоко­развитых стран, так и для стран посткоммунисти­ческой формации, сделавших существенные шаги в сторону рынка.

В последнее время одним из наиболее динамич­но развивающихся рынков мира является реклам­ный. Темпы его развития и затрат превышают тем­пы роста валового продукта развитых стран и тем­пы инфляции в мире. При этом в течение после­дних 7 — 10 лет расходы на рекламу в этих стра­нах возросли в два-три раза.

Оборот российского рынка рекламы в 2004 году увеличился на 10% по сравнению с 2003 годом и составил 1,1 — 1, 5 млрд. долларов. Это свидетельству­ет о быстром продвижении российского рынка в сторону цивилизованной экономики. Цифра эта невелика по сравнению с достижениями вышеназванных стран.

В среднем в мире на рекламу на душу населения расходуется в год более 50 долларов.

Ежегодно возрастает доля международной рек­ламы — одной из наиболее развивающихся облас­тей маркетингового и рекламного бизнеса последних 10 — 15 лет. За эти годы произошло создание меж­дународной сети рекламных агентств и экспансия рекламы одних стран в другие. Такому процессу спо­собствует высокая степень интеграции экономики многих развитых стран, например стран Общего рынка в Европе, а также быстро развивающихся стран Азиатского и Южноамериканского континен­тов и т.д.

В результате превращения промышленных кон­цернов в международные компании-гиганты и ин­тернационализации средств массовой коммуника­ции реклама в последнее время становится мощ­ным инструментом интеграции экономик разных стран. Реклама выступает также как действенное средство проникновения на зарубежные рынки, рас­ширения производственной и коммерческой актив­ности разных стран мира.

Будучи включенной в процесс создания продук­та и продвижения его к покупателю, реклама ре­шает широкий круг задач. Прежде всего она вы­полняет информационную функцию, сообщая о де­ятельности фирмы или о производстве определен­ного продукта. Она дает возможность расширить производство за счет привлечения внимания к то­вару большого числа потребителей. Тем самым она способствует развитию экономики в целом и росту рентабельности соответствующей фирмы. Это в свою очередь позволяет руководству фирмы платить хо­рошую зарплату своим сотрудникам, поддерживать их материальную заинтересованность в результате труда и, как следствие, приводит к повышению производительности на предприятии.

Реклама является связующим звеном рынка, распространяя информацию о наличии товаров, ус­ловиях их покупки и потребления. При этом она участвует в формировании товарного предложения со стороны производителя и одновременно в выяв­лении степени полезности этого предложения для определенного рыночного сегмента или широких потребительских масс.

Без умения пользоваться средствами рекламы уменьшается возможность производителя активно воздействовать на рынок сбыта, увеличивается риск быть отодвинутым конкурентом. Являясь орудием конкурентной борьбы, реклама обостряет её. При этом она выполняет одну из важнейших задач — способствует созданию потребителям условий для свободного выбора фирмы, предприятия, их това­ров и услуг. Обостряя конкурентную борьбу за по­купателя, реклама способствует улучшению каче­ства этих товаров и услуг, а также снижает их цены. Благодаря информационной функции рекламы ры­нок становится более доступным для покупателя. Покупатель приобретает право выбора товара (ус­луг) в соответствии со своими денежными дохода­ми, личностными потребностями и мотивами и, наконец, своими вкусами.

Существенную роль может сыграть реклама в положительном психологическом восприятии то­вара покупателем. Если реклама была правдивой и доступной, покупка хорошего товара ассоцииру­ется у человека с источником информации о нем. Таким образом, реклама как бы усиливает удовлет­воренность покупателя от покупки.

Реклама способна оказать не только эмоциональ­но-психологическое влияние на потребителя, но и культурное и социальное воздействие даже на всё общество, при условии если это цивилизованная реклама.

Проводимые в последнее время рекламные кам­пании в развитых странах способствуют становле­нию здорового образа жизни, обучают правилам современной гигиены. Многие из таких кампаний направлены на повышение культурного уровня в целом всего общества.

Следует сказать, что резуль­таты некоторых рекламных кампаний просто пора­зительны и по силе воздействия с ними не могут сравниться никакие другие обучающие программы.

На современной стадии перехода к информаци­онному обществу информационная функция рекла­мы перерастает в коммуникативную, т.е. реклама становится связующим звеном в двухсторонней свя­зи между производителями и потребителями, меж­ду промышленными предприятиями и обществен­ными и государственными организациями. Такая связь может быть графически выражена следующим образом:

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ <—> ПОТРЕБИТЕЛЬ
ПРЕДПРИЯТИЯ <—> ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Таким образом, задача рекламы заключается не только в том, чтобы сообщить о продукте, услугах, но и в том, чтобы вызвать необходимую (планируе­мую) реакцию потребителя. Такая реакция ценна, если она исходит не от единичных потребителей, а от больших групп. Не последнюю роль в оценке рекламы могут сыграть и общественные организации, воспринимая ее положительно или отрицательно. По обратной связи к производителю приходит исключи­тельно важная информация, свидетельствующая о правильности или, наоборот, ошибочности экономи­ческой (социальной) политики рекламодателя.

Более того, обратная связь поможет производи­телю предметов и услуг планировать свою деятель­ность на будущее, основываясь на результатах ана­лиза эффективности его рекламной кампании.

Все вышесказанное о рекламе можно обобщить по двум основным направлениям:

  • Во-первых, со­временная реклама является важнейшей составля­ющей современного рынка и маркетинговой поли­тики производителя.
  • Во-вторых, важнейшая черта современной рекламы — это превращение ее в каче­ственно новую форму — рекламный бизнес, имею­щий свои структуру, принципы и функции, штат, оперирующий огромными денежными ресурсами и получающий высочайшие прибыли в результате ква­лифицированно проводимых кампаний.

Comments are closed .