Рубрика: Маркетинг

Построение службы маркетинга в сфере малого бизнеса

Построение службы маркетинга

Концепция рыночного управления предполагает не просто созда­ние маркетинговой службы, но и изменение философии ее деятельно­сти в целом, т.е. ориентацию исключительно на запросы потребителя.

Маркетинговая структура как целостная совокупность взаимо­связанных элементов должна быть достаточно подвижной, гибкой, с высокой степенью адаптации к рыночным переменам, доступным и результативным механизмом управления для реализации миссии компании.

Построение маркетинговой службы базируется на определении содержания маркетинговой деятельности.

Маркетинговая деятельность — это управленческая деятель­ность, задача которой заключена в обосновании целевых рынков сбыта, организации эффективных форм сбыта готовой продукции, формировании эффективных коммуникаций для максимального удовлетворения потребностей общества.

Маркетинговая служба должна обеспечивать выполнение ос­новных направлений, а именно:

  • обеспечение высшего руководства продуманными рекоменда­циями по освоению выгодных целевых рынков сбыта с уче­том уровня платежеспособного спроса, конкуренции и реаль­ных возможностей компании
  • разработка маркетинговых стратегий на всех уровнях иерар­хии управления для поступательного развития, сервисного обслуживания клиентов и достижения коммерческого успеха
  • на базе маркетинговых стратегий формирование оптимально­го товарного ассортимента за счет своевременного снятия ус­таревших образцов и привлечения «новинок»
  • в целях эффективного управления материальными потоками создание надежной системы товародвижения за счет мобиль­ного транспорта, использования оптимального режима хране­ния и отпуска продукции, контроля использования матери­альных ресурсов
  • комплексное, ритмичное и своевременное обеспечение произ­водственного процесса в результате организации закупок мате­риальных ресурсов, оборудования, комплектующих изделий
  • управление организацией сбыта продукции в соответствии с портфелем заказов и эффективной системой стимулирования продаж. Обоснование дистрибуции и каналов продвижения грузов до конечных потребителей
  • разработка системы управления маркетинговыми коммуникация­ми организации рекламных кампаний, акций паблик рилейшнз, результативного участия в ярмарках, выставках, аукционах
  • осуществление руководства и контроля маркетинговой деятельно­стью по основным направлениям в целях корректировки управ­ленческих решений по диверсификации, реструктуризации ор­ганизационного построения, качества обслуживания клиентов
  • управление персоналом по формированию единой команды маркетологов как классных специалистов, владеющих управ­ленческими навыками, финансовой и исполнительской дис­циплиной, корпоративной ответственностью за результаты тру­да, приемами антикризисного управления для достижения миссии компании

Основными этапами организационного построения службы марке­тинга являются:

  • разработка системы целей и задач маркетинга
  • вы­работка комплекса критериев и ограничений по созданию службы маркетинга
  • выбор и обоснование типа организационной структу­ры
  • направления реструктуризации сложившейся структуры управ­ления маркетингом
  • формирование информационных технологий, системы планирования, организации и контроля
  • кадровое обеспе­чение и штатное расписание
  • утверждение набора документов, рег­ламентирующих и организующих маркетинговую деятельность

Среди огромного множества типов структур управления марке­тингом в практике российского предпринимательства доминируют:

  • функциональные
  • товарные
  • смешанные
  • нацеленные на различные рынки сбыта

Выбранный тип организационного построения маркетинговой службы может трансформироваться в зависимости от изменений рыночных ситуаций, т.е. реструктуризироваться.

Реструктуризация — это целенаправленное преобразование сис­темы управления компанией, основанное на различных изменениях производственной, организационной, информационной структуры для успешного достижения конкурентных преимуществ на рынке.

О маркетинге малого бизнеса можно сказать, что создание его организационных структур управления должно сопро­вождаться соблюдением принципов:

  • ориентации на спрос
  • снижения до минимума уровней управления
  • соответствия прав и обязанно­стей
  • координации управленческих решений
  • постоянного контроля над сроком и качеством исполнения
  • организационной культуры, персональной ответственности, самодисциплины и творчества

Comments are closed .